Ноябрьск услышал об Артуре Беккере в 1996-м, когда ученик хореографа Нины Антроповой поставил балет «Жизель». Она более 10 лет возглавляла в городе образцовый хореографический ансамбль «Подснежник». В этом коллективе выросло немало звезд классического танца.
Где родился, там и пригодился
Многие культработники Ямала так или иначе соприкасались с творчеством Нины Ивановны и, хотя ее уже несколько лет нет с нами, Антропову часто вспоминают в профессиональной среде.
Артур Беккер-Атаянц был из той талантливой поросли, которая и сегодня упорно прорастает в российской провинции. В лихие 90-е, совсем не располагающие к искусству, таких звездочек на Ямале оказалось на удивление много. Лучших Нина Ивановна повезла в хореографические училища – пермское, уфимское, воронежское.
– Для классики я – ученик шестого класса – был старым, поэтому попал на народное отделение старейшего учебного заведения страны, – улыбается Артур Александрович. – Наших «подснежников» охотно принимали в училища, танцоры из Ноябрьска показывали высокий уровень подготовки.
После окончания Воронежского хореографического Артур вернулся на Ямал и намеревался работать в родных пенатах рука об руку со своим учителем. Но судьба распорядилась иначе: долгие годы он жил и работал в Германии, на исторической родине далеких предков. Вернулся в Россию в 2013-м, южный форпост Ямала по-прежнему манил: как забыть эти белые ночи и небывалое радушие людей?
Творческий почерк Артура Александровича узнаваем: присутствуя на пяти ноябрьских фестивалях современного искусства «Будь больше», я без труда угадывала его танцевальные композиции, каждый раз восхищаясь новыми интересными постановками.
Хореографический калейдоскоп в городе переливается множеством красок: есть команды, удостоенные многих престижных наград. Но вовлекать в творчество особых ребят – малышей и подростков с ОВЗ – решаются немногие профессионалы. Беккер – один их них. О том, как хореография помогает особым детям, нам рассказали мамы юных артистов. Им слово.
В первую очередь идем за общением
Светлана, мама Максима:
– В 2018 году наша семья переехала из микрорайона Вынгапуровского в Ноябрьск. Я стала искать, куда бы можно было записать Максима (он особенный ребенок) для дополнительного развития. В сентябре сын пошел в первый класс, и параллельно мы пришли к Артуру Александровичу. Уже через полтора месяца Максим смог выйти на сцену, это было наше первое выступление – танец «Буратино». Творческий коллектив вообще стал для моего мальчика первым местом общения с ровесниками. С первых дней занятий меня поразило безграничное доверие детей к педагогу: мы могли спокойно оставить мальчишек и девчонок на попечение хореографа. Сначала мамы пытались выходить на сцену во время выступлений, но потом оставили отпрысков в покое: они становились с каждой репетицией самостоятельнее. Мы стали доверять Артуру так же, как наши дети, – безгранично. Он часто присылает видео с занятий, и каждый раз я удивляюсь терпению педагога. Он добрый, искренний и глубокий. Есть большая разница, каким был Максим и каким он стал: сам переодевается в костюм, нет никакой паники, сам уходит за кулисы, сам выходит на сцену. Гиперопека стала лишней, мы можем спокойно сидеть в зрительном зале, аплодировать юным артистам. Особенно мне запомнился концерт, посвященный Восьмому марта. Максим повторяет движения не только на занятиях, но и тогда, когда мы начинаем собираться на танцы. Не представляю, что когда-нибудь мой ребенок перестанет ходить на эти потрясающие встречи.
Елена, мама Александры:
– Наш любимый танец у Артура Александровича – «Приходи, позитив!». Он сам ходячий позитив. Будоражащий наши сердца, не позволяющий опускать руки, как бы тяжело ни было. Все звезды сошлись на Беккере: я привела Александру в творческий коллектив, когда ей исполнилось семь лет. Девочка моя расцвела, сбылась ее мечта. Когда она была совсем маленькой, мы смотрели мультфильм «Анджелина-балерина», там мышка танцевала в балетной пачке, и Саша все время говорила, что она тоже очень хочет вальсировать. Мечты должны сбываться: после первого занятия Саша попросила, чтобы мы купили ей купальник и юбочку, как у настоящей балерины. Дети любят Артура Александровича: все они с разными диагнозами, и как он их организует, мы не знаем. Знаем только, что это совсем не просто. Но они делают все, что нужно педагогу. Многие мамы и папы, узнав от нас о занятиях, тоже приводят сыновей и дочек. Родители подружились: мы общаемся в группе, помогаем и поддерживаем друг друга. Один человек может преобразить мир для многих, и этот пример у нас перед глазами. Сделать то самое чудо, и не в книжке, а в реальной жизни.
Именно так – через танец – дети учатся понимать свое тело, управлять им. Таким образом они пытаются искоренить недостатки в психическом и физическом развитии, пытаются полюбить себя. В недавнем интервью главврач ПНД Ноябрьска Александр Кетов сказал:
– Первая причина детской инвалидизации – психиатрия. Вторая и третья причины – это аномалии развития и неврология. Но они даже не слегка позади идут, а далеко отстают от первой.
Мы видим, что хореография решает множество образовательных, воспитательных, коррекционных задач: от укрепления здоровья до развития у детей с ОВЗ творческих способностей и коммуникативных навыков.
Работать с особенными детьми сложно. Нужны методические секреты, индивидуальные приемы. Далеко не каждый хореограф, музыкант, режиссер берется за такую миссию: это не два притопа, три прихлопа, это душу на распыл. Дети прорастают, становятся родными, поди-ка, отдери их… Поэтому успехов тебе, Артур, горящая свеча! Так сказала о Беккере мама его воспитанника. Пусть эмоционально, но кто посмеет усомниться в ее словах?..
Людмила Бондырева