- Пиалой чая встречают и провожают гостей. При этом обязательно произносили благопожелания.
- Чай дарили в дорогу - это знак особого уважения.
- Плитками чая устилали путь, по которому шли святые перерожденцы.
- Каждый "хурал" (собрание), любая служба не обходятся без чая.
- В каждом "дацане" (буддийский храм) имеются помещения для приготовления чая, назначается специальный человек, готовящий чай.
- На всех службах монахи дружно читали молитву, связанную с чаем. Без этой молитвы монахи никогда не пьют чай.
- Чай являлся и своего рода денежной единицей и показателем состоятельности человека.
- Чай пили зеленый с молоком. Если же чай подавали без молока, значит, хозяин обеднел.
- Чай пили только из пиал, имевших особую форму. Они были плоскими, для того, чтобы их удобно было носить в бурятской одежде.
- Пиалу оборачивали тканью, шелком. Наливали чай таким образом, чтобы он, разливаясь по пиале, делал круговорот по солнцу, образуя воронкообразную поверхность.
- После того, как чай был налит, пиала подавалась гостю или ставилась на стол.
- Если гость мужчина, ему подавали правой рукой, а женщине - левой. Это были знаки уважения.
- Пить чай следовало, держа пиалу всеми пятью пальцами, что бы она согревала все пальцы руки, от которых идет живительное тепло по всему телу.
- Пиала делалась в основном из корневища березы, естественный рисунок которого покрывали специальным лаком, иногда пиалу украшали серебром или золотом.
- Приготовлением чая занимались женщины.
- Вкус чая был разным в зависимости от того, как варят чай, его состава, соотношения молока, заварки, воды и, конечно, мастерства хозяйки. Но поскольку чай был особым продуктом в церемонии встречи гостей, то и готовили его специальным образом. Чай становился вкуснее, если его долго размешивали. По особым случаям бурятские женщины варили чай в котле, размешивая, переливая из половника в котел тысячу раз. При этом читали мантры, чаще мантру Авалокитешвары: "Ом мани падме хум". После такого приготовления чай приобретал чудесный аромат и вкус.
- В каждом районе чай готовили по-своему. Есть районы, где при приготовлении чая добавляется масло и даже мясо. В Окинском районе поджаривали на животном жире ячменную муку и добавляли в чай с молоком. Такой чай можно сгущать до нужной концентрации, и он становился больше похожим на кашу, чем на чай. Он очень питателен и может заменить пищу.
Чай - это священный напиток, его употребление - это один из элементов культуры бурятского народа.
6 июля 20236 июл 2023
5
1 мин
1