Соционика и аниме "Коносуба"

476 прочитали

Тема немного необычная для этого канала. В данной статье речь пойдёт про соционические типы некоторых персонажей франшизы "Коносуба" / "Богиня благословляет этот прекрасный мир" / "Этот замечательный мир" (etc.). Для тех, кто незнаком с соционикой, в интернете предостаточно информации; но даже так не спешите бросать чтение статьи, ибо я постарался расписать некоторые соционические тонкости максимально понятно.

(надеюсь, я вас заинтриговал)
(надеюсь, я вас заинтриговал)

Итак, в соционике 16 типов личности. А персонажей в "Коносубе" куда больше. Я ограничусь теми, что на момент написания статьи представлены в аниме-адаптациях, и чей соционический тип более-менее виден (разгадывать социотипы персонажей второго-третьего плана при менее прописанных характерах либо нехватке экранного времени на раскрытие характеров банально сложнее - вплоть до полной невозможности; а ещё я не читал ни мангу, ни ранобе - смиритесь с этим!).

Начну с самого мира "Коносубы". Это довольно... сытая фэнтезийная реальность; под словом "сытая" я подразумеваю, что никто не испытывает проблем с дефицитом ресурсов и нехваткой удобств. Нет неурожаев, умирающей с голоду нищеты, перебоев со снабжением продуктами, водой, деньгами, металлами и древесиной, даже стройматериалами. Всё чистенько, качественно, города красивые, люди получают плату полностью и вовремя, к тому же ни один местный авантюрист не испытывает проблем с подбором индивидуальной одежды: рваные и грязные одёжки отсутствуют по умолчанию - вместо них обилие нарядов любой степени неадекватности на любой вкус и цвет (но частенько в ущерб практичности).

А местные оружейки - отдельная подтема! Это в наших реалиях можно зайти в оружейный магазин и увидеть обилие демонстрируемого товара; а вот в условиях пусть фэнтезийного, но всё-таки средневековья такая картина должна говорить не о наличии широкого выбора, а об отсутствии спроса! Это у нас есть фабрики и заводы, позволяющие штамповать продукцию сотнями экземпляров в день и продавать оптовикам по минимальной цене благодаря тому, что на сами фабрики / заводы поставляется огромное количество сырья (которое, в свою очередь, добывается и транспортируется тяжёлой техникой); а раньше, например, такого не было! Если кузнец держал лавку, то ковал лишь тогда, когда смог купить руду. А руду он мог купить, только если до этого смог что-то продать. Иными словами, товары у средневековых кузнецов с тамошней экономикой не залёживались; конечно, помимо спроса и хоть какое-то предложение должно быть - но не в таких же количествах!..

Чего уж там - мир настолько жЫрует, что в нём не поскупились на огромные здания под гильдии авантюристов со встроенными столовкой и баром, а также на отдельные должности управляющей и официантки. Внутри, конечно же, всё чистое и не поломанное; а за столами каждый вечер собирается толпа авантюристов, у которых находятся деньги на еду и выпивку, либо чтобы угостить других, у кого денег не оказалось. Естественно, еда и выпивка поражают разнообразием и никогда не заканчиваются (скорее уж кончатся деньги у самих авантюристов - да и то не у всех). При этом мир не самый безопасный - людям докучают монстры, ради сдерживания коих народ и содержит авантюристов.

Нормальная такая гильдия авантюристов (ещё и новичков!), да? Уже боюсь представить, как тогда в этой реальности выглядят элитные заведения для богачей-аристократов...
Нормальная такая гильдия авантюристов (ещё и новичков!), да? Уже боюсь представить, как тогда в этой реальности выглядят элитные заведения для богачей-аристократов...

В общем, каким-то чудом и перебои в поставках ресурсов не ощущаются (а ведь монстров много!), и денег для авантюристов всегда хватает, и сам народ живёт сыто, чисто и опрятно. Чудеса! (или странности...). В любом случае, мир написан кем-то, кто плохо понимает, как должно функционировать обычное общество, и с какими трудностями оно вынуждено сталкиваться. Уточню, что, по моему скромному мнению, создатель "Коносубы", Акацуки Нацуме, - интуитивно-логический экстраверт (псевдоним типажа в соционике - Дон Кихот), имеющий одномерную белую сенсорику (сенсорику комфорта) и одномерную белую этику (этику отношений), из-за чего плохо разбирается в тонкостях повседневной жизни и функционировании общества. Если оно так, то неудивительно, почему бо́льшая часть главных героев имеет такой же социотип:

  • Мегумин. Тот же Дон Кихот. Девушка-маг с плохим пониманием сенсорики комфорта и этики отношений. Владеет опаснейшей взрывной магией, но не отдаёт себе отчёта, что может запросто кого-то убить или покалечить вследствие неаккуратного использования своей магии - притом, что магией она пользуется каждый день... просто потому, что может. К слову, сколько мелких животных, насекомых, деревьев и растений гибнет из-за её ежедневных "бабахов", Мегумин также не волнует. Кстати, с чёрной сенсорикой, отчасти отвечающей за адекватное восприятие опасности, она тоже не дружит; ибо нормальные маги изучают такие серьёзные заклинания, как взрывная магия, далеко не в первую очередь (ведь в руках новичка от чего-то подобного больше проблем, чем пользы: мощь избыточная, а ничем другим пользоваться нельзя из-за долгой нехватки очков опыта и дефицита маны). Теперь вернусь к слабой белой этике Мегумин. В одном из моментов она (нарочно!) испортила меч Казумы, в команду которого до этого сама же весьма бестактно набилась; а в другом - как ни в чём не бывало, дала самому Казуме возможность распределить её новые очки опыта, не предполагая, что он может припомнить старую обиду и "отплатить той же монетой".
Мегумин. Постер к спин-оффу "Да благословит взрыв сей расчудесный мир!".
Мегумин. Постер к спин-оффу "Да благословит взрыв сей расчудесный мир!".
  • Сато Казума. Попаданец в фэнтези-мир; сам родом из Японии. Тоже Дон Кихот. С любой сенсорикой не дружит, поэтому неуклюж; а с белой этикой, особенно, не в ладах - отношения м/у членами его команды не просто на дне, а на дне дна! Забегая вперёд, скажу, что Казума - единственный парень в команде, а потому частенько становится жертвой "женской солидарности": девушки очень жёстко подтрунивают над ним и едва ли видят лидером. Да и сам Казума обычно не прочь самоутвердиться за чужой счёт, отчего и не может подать хороший пример по белой этике; а слабость чёрной сенсорики не позволяет потребовать хоть какой-то дисциплины. Ещё Казума не имеет ничего против ежедневных "бабахов" Мегумин и не чурается подлых уловок в бою (даже тогда, когда ситуацию, казалось бы, можно решить миром). Обычно ему всё равно, что хорошо и что плохо, а интересна лишь выгода в виде богатств и репутации (хотя самой репутацией он частенько жертвует ради собственной безопасности или получения удовольствий). К слову, раз такое дело - любители "Человека-бензопилы", вы всё ещё уверены, что у тамошнего ГГ оригинальный типаж характера в контексте сёнена?))
  • Аква, богиня воды; её Казума утащил с собой в другой мир. Ещё один Дон Кихот; к слову, несмотря на отчаянные попытки самого аниме убедить зрителя, что Казума и Аква сильно отличаются друг от друга, эти двое очень даже похожи. Аква тоже неуклюжая - несколько раз ненарочно превращала выпивку / чай в чистую воду, ибо владеет божественной способностью очистки воды простым касанием. Она плохо понимает ценность конкретных вещей для конкретного человека (одномерная белая сенсорика + одномерная белая этика), из-за чего пару раз пыталась использовать спортивный костюм Казумы для растопки очага. Белоэтические отношения в стиле "правильно / неправильно" её абсолютно не интересуют; она даже с демонами борется и ду́хам помогает перейти в другой мир исключительно из-за своего божественного статуса - и репутации, которую богине обеспечивают такие поступки. Отличия характеров заключаются в том, что Казума жил не самой лучшей жизнью до путешествия в альтернативный мир, оттого отнёсся к ситуации с надеждой; а Акву, которой не приходилось сталкиваться с трудностями, повергло в шок перемещение в тот же мир, где (о, ужас!) надо выживать!
Один из постеров к первому сезону аниме "Коносуба". На переднем плане - Аква.
Один из постеров к первому сезону аниме "Коносуба". На переднем плане - Аква.

Даркнесс (Тьма). Четвёртый член команды Казумы, девушка-паладин с мазохистскими наклонностями. Как ни странно, не "Дон Кихот" / интуитивно-логический экстраверт, а... "Гамлет" / этико-интуитивный экстраверт (с поправкой на явные проблемы с головой). Да, это Гамлет; но гиперболизированный, возведённый в абсолют (или абсурд). Прежде всего, у Даркнесс не просто одномерная, а болевая белая сенсорика - слабейший подвид одномерной соционической функции, максимально препятствующий организации комфортных бытовых условий и получению белосенсорных удовольствий от жизни. Даркнесс выходит из положения интересным образом - получает удовольствие от чёрной сенсорики, отвечающей за опасность, власть и силовой захват ресурсов. Всё это дополняется мощной, четырёхмерной чёрной этикой (этикой эмоций), в результате чего Даркнесс становится одним из самых ярких представителей соционической группы "виктимы", кои отличаются талантом к провокациям и умением строить из себя жертву. К слову, однажды Казума смог смутить Даркнесс белосенсорными намёками в интимной обстановке, хотя, казалось, такой "банальщиной" не пронять эту озабоченную рыцаршу. При этом, как и любой Гамлет, Даркнесс сторонится белой этики, как чего-то, мешающего получать и без того ограниченные удовольствия от жизни (да - без нужды Гамлеты не касаются белоэтических тем!). А ещё - как интуит, она неуклюжа (из-за чего атаки Даркнесс не попадают в цель).

Даркнесс. Кадр из первого сезона аниме "Коносуба".
Даркнесс. Кадр из первого сезона аниме "Коносуба".

На этом всё о четвёрке главных героев. Но ещё остались второстепенные персонажи - о некоторых из них тоже стоит написать:

Юн-юн. Подруга Мегумин. Социотип - "Габен" / сенсорно-логический интроверт. Разговорчивостью не отличается, но при этом общается куда меньше, чем ей хотелось бы. Виной этому одномерная, болевая чёрная этика (т. е. этика эмоций), что препятствует установлению контакта с другими людьми; а ещё из-за своей болевой функции Юн-юн также весьма доверчива и что-то воспринимает буквально. Зато пытается наладить отношения при помощи белой сенсорики - делает подарки и дорожит чужими подарками. К магии, которая в "Коносубе" представлена точной наукой, у Юн-юн, как у соционического логика, очень хорошие способности. Также её интересует белая этика - Юн-юн пыталась разобраться в "хитростях" дружбы, общаясь с Мегумин, но та, конечно же, ничего толкового не смогла объяснить (ибо у самой Мегумин белая этика - болевая; такая подруга налаживает чёрноэтические контакты). Также Юн-юн лучше разбирается в чёрной сенсорике - быстрее принимает волевые решения в опасных ситуациях; хотя отчасти этому помогает интересная ей (то есть ценностная), двухмерная белая этика, заставляющая больше беспокоиться о других людях. Для сравнения - Мегумин долго думала, даже когда от её решения могла зависеть жизнь сестры (очень неэтичный и ни разу не волевой поступок).

Постер к аниме "Коносуба OVA-1". На заднем плане - Юн-юн.
Постер к аниме "Коносуба OVA-1". На заднем плане - Юн-юн.

Демоны Анис и Хуст. У обоих явно ценностная белая этика, которая ещё и заметно выше одномерной. Оба пытались решить проблемы миром, пока это было возможно. Анис сильно задевали несоблюдения договорённостей со стороны людей, т. е. нарушения оными белоэтических правил. При этом у Анис нет серьёзных проблем с чёрной этикой, а значит - она полноценный соционический этик. Её проблемы связаны именно с чёрной интуицией (интуицией возможностей) - сначала она совершила неудачную покупку, не предполагая, как новенький браслет, созданный людьми-магами, может повлиять на неё, демона (а ведь она покупала браслет у алых магов, специализирующихся на противостоянии демонам!). Затем - недооценила Мегумин, не предполагая, что та может владеть мощнейшей магией (хотя Мегумин - представительница алых магов, т. е. серьёзных противников для демонов!); в той ситуации Анис сделала ошибочный вывод исключительно по белой этике и чёрной сенсорике - в стиле: "если обладатель скверного характера не дерётся, значит - драться не умеет". Скорее всего, Анис - "Драйзер" / этико-сенсорный интроверт. А Хуст - "Наполеон" / сенсорно-этический экстраверт, судя по его проблемной белой логике (логике соотношений) в эпизоде со сбором магической головоломки и тому, как он был рад принять помощь от сестры Мегумин, Комекко (с которой потом даже подружился). Чёрная сенсорика у него сильная, судя по тому, как хорошо он держался в открытом бою, а вот чёрная интуиция уже слабовата, учитывая, что его победили благодаря засаде. К слову, если Анис не испытывала проблем с чёрной этикой (т. е. этикой эмоций), но и не выставляла ту напоказ, то Хуст, например, оказался не против представиться алым магам в знакомой оным манере; т. е. чёрная этика Хуста имеет бо́льшую мерность, чем у Анис (четырёхмерная против трёхмерной).

Дюллахан Вердия. Как ни странно, "Бальзак" / интуитивно-логический интроверт. Если учесть, как долго он терпел выходки Мегумин, чёрная сенсорика у него вовсе одномерная, а белая - хоть и двухмерная, но не ценностная (ежедневные взрывы, конечно, мешали комфорту, но он молчал об этом); также к проблеме по одномерной чёрной сенсорике должна была добавиться проблема с одномерной, болевой чёрной этикой в стиле "как лучше установить контакт с людьми и узнать имя виновника ежедневных взрывов?" (в итоге, не придумав ничего лучше, уже достаточно раздражённый Вердия решил прояснить ситуацию, напрямую обратившись к авантюристам - у въезда в город). Белая этика у него ценностная и двухмерная, из-за чего Вердия и попытался мирно договориться; впрочем, он не учёл, что договариваться придётся с Мегумин, ярой любительницей взрывной магии - а переговоры с террористами не приводят ни к чему хорошему... Возвращаюсь к болевой чёрной этике - также она видна в не самых этичных подкатах к Виз (кто смотрел, тот оценит шутку про подкаты); в общем, коммуникативных навыков Вердии не хватает, хотя понятия чести и справедливости у него есть. Ещё в аниме присутствуют намёки на ценностную и четырёхмерную белую интуицию (интуицию времени) Вердии: он не прочь упомянуть о прошлом, а одним из его навыков является проклятие "смертный приговор", вследствие которого жертва умирает через оглашённое число дней. Зато чёрной интуиции (в данном случае - не ценностной трёхмерной функции) Вердия уделяет мало внимания, учитывая его удивление, когда Даркнесс избавилась от проклятия "смертный приговор" без участия того, кто наложил само проклятие (т. е. лично Вердии).

Вердия. Кадр из первого сезона аниме "Коносуба".
Вердия. Кадр из первого сезона аниме "Коносуба".

Виз. Женщина-лич; хотя не скелет - выглядит очень даже привлекательно. Казума и компания наткнулись на неё ночью на кладбище, но не стали убивать - надо думать, потому, что Виз приглянулась самому Казуме. Вряд ли есть другое объяснение, учитывая, что его компашка не особо любит думать своими бестолковками - бьёт даже тех, кто хочет договориться. К тому же о том, что за Виз не назначено никакой награды, они узнали заметно позже. Итак, Виз держит лавку с магическими товарами, в которой также угощает некоторых посетителей вкусным чаем (белосенсорная забота); ещё она не прочь поиграть с кошкой Мегумин (получение и доставление белосенсорных удовольствий). На викии пишут, что Виз неуклюжая; но вряд ли это её обычное состояние: любая её неуклюжесть связана с волнением (а кто из нас не неуклюжий, когда волнуется?..). При всём этом она не особо хорошо ведёт бизнес - не понимает, что и в каком количестве надо заказывать у поставщиков, запросто может напортачить при создании зелий (целая наука, где только сенсорикой не обойтись!). Потому получается, что Виз - "Дюма" / сенсорно-этический интроверт, обладательница одномерной, болевой чёрной логики (логики действий), что не сочетается с бизнесом от слова совсем. Впрочем, Виз хорошо владеет магией - вряд ли этому стоит удивляться, если учесть, что в реальном мире люди с болевой чёрной логикой хорошо разбираются в ограниченном количестве точных наук - за счёт ценностной, двухмерной белой логики (т. е. логики соотношений); к примеру, в математике (являющейся концентрированной белой логикой) они хороши, пока эту самую математику не приходится применять в области химии или физики (обе науки более чем наполовину состоят из чёрной логики). Кстати, для Казумы всё это - хорошие новости; ведь Виз - его соционический дуал! У "Дон Кихота" и "Дюмы" одни из лучших отношений во всей соционике. Так что счастье оказалось близко - жаль, что Казума после стольких неудач с девушками не понял этого...

Слева направо: Виз, Аква, Даркнесс. Кадр из аниме "Коносуба OVA-1".
Слева направо: Виз, Аква, Даркнесс. Кадр из аниме "Коносуба OVA-1".

Ванир. "Джек Лондон" / логико-интуитивный экстраверт. В основном, помогает в лавке Виз и отчитывает её за убытки, спровоцированные её же ведением дел; при этом Ванир почти ничего не создаёт своими руками - подбивает на это сторонних ремесленников и кузнецов (одномерная, болевая белая сенсорика). Вряд ли Ваниру нужны деньги, учитывая его сущность; можно сказать, он занимается бизнесом только потому, что по-другому не умеет мирно жить; к тому же, как экстраверту, ему нужна хоть какая-то компания, а за счёт (неумехи и тихони) Виз можно ещё и самоутверждаться по чёрной сенсорике. Впрочем, вряд ли такое сотрудничество может быть долгосрочным, учитывая, что по соционике у Ванира и Виз конфликтные отношения: подолгу они не могут терпеть друг друга (возможно, именно поэтому однажды Ванир отправил Виз вместе с командой Казумы на горячие источники; т. е. даже такому экстраверту понадобился отдых от раздражающего интроверта). В качестве развлечения Ванир тешит свои двухмерные функции, чёрную этику и чёрную сенсорику, читая чужие мысли - получая знания о конкретных людях и рычаги влияния на оных.

Ванир и Аква. Кадр из полнометражного аниме "Konosuba: God's Blessing on This Wonderful World! - Legend of Crimson". Уточню, что я не считаю верным официальный перевод на русский, но и сам побоялся ошибиться с адаптацией названия, так что не стал рисковать и писать отсебятину... Вот так.
Ванир и Аква. Кадр из полнометражного аниме "Konosuba: God's Blessing on This Wonderful World! - Legend of Crimson". Уточню, что я не считаю верным официальный перевод на русский, но и сам побоялся ошибиться с адаптацией названия, так что не стал рисковать и писать отсебятину... Вот так.

Ханс. Ещё один "Наполеон" / сенсорно-этический экстраверт. В меру этичен, из-за чего даже Виз захотела поздороваться с ним при встрече, несмотря на разные мировоззрения; видно, что в прошлом у них были неплохие отношения. Сам Ханс не против вовремя пользоваться чёрной этикой, но не приемлет злоупотребления оной - например, жителями Алканрентии, которые уговаривали его вступить в Церковь Аксис (ведь такое поведение нарушает белоэтические нормы). Что ещё хуже - Хансу пришлось столкнуться с обилием официальных бумаг, а ничто так не раздражает Наполеона, как бумажная волокита, являющаяся наихудшим воплощением белой логики (болевой функции у Наполеона). Белая сенсорика у него оказывается не ценностной трёхмерной функцией - Ханс не против комфорта, но не готов ради этого терпеть вышеупомянутое отношение со стороны местных жителей. Чёрная сенсорика - ценностная и четырёхмерная; в открытом бою Ханс чувствовал себя уверенно, но его победили благодаря чёрноинтуитивным хитростям (ещё одно слабое место Наполеона).

Ханс. Кадр из второго сезона "Коносубы".
Ханс. Кадр из второго сезона "Коносубы".

Главный изобретатель. Ещё один "Бальзак" / интуитивно-логический интроверт. Во-первых, очевидный интроверт. Во-вторых, мазохист, что можно считать косвенным намёком на принадлежность к соционической группе "виктимы" (Гамлет, Есенин, Джек Лондон, Бальзак). В-третьих, он проектировал и создавал собственных роботов, что указывает на силу белой и чёрной логики; правда плохо чувствовал опасность, из-за чего и сделал печально-известного, неуправляемого "Разрушителя". Также в аниме есть намёки, что его заставляли "креативить" по чёрной интуиции (не ценностной трёхмерной функции), и это не нравилось ему. Далее - намёки на неуверенность в общении с женщинами, как следствие болевой чёрной этики. Наконец, его "актёрствование" (например, перед алыми магами) - такое качество не всегда является следствием достаточно развитой чёрной этики; порой для него хватает одной лишь виктимности (отчасти отвечающей за любовь к разного рода притворству) - с поправкой на то, что Бальзак частенько не думает, как его "актёрствование" смотрится со стороны: эффектно или всё-таки глупо; а ещё он очень плохо понимает, когда другие говорят серьёзно, а когда с иронией / сарказмом. Из-за виктимности Бальзака его чёрная этика становится достаточно уникальной болевой функцией и отличается от болевой чёрной этики другого соционического типа - Габена.

Главный изобретатель. О нём упоминается в конце первого сезона и во второй ОВЕ Коносубы, а также в полнометражке.
Главный изобретатель. О нём упоминается в конце первого сезона и во второй ОВЕ Коносубы, а также в полнометражке.

Это все персонажи "Коносубы", коих мне удалось протипировать на данный момент. К слову, у меня есть некоторые соображения по поводу богини Эрис; но оставлю их при себе, учитывая, что основная информация о ней пока что осталась за кадром.

Подытожу:

Знаете, я заметил странную закономерность. Главные герои - обладатели не ценностной белой этики; зато враги, коим те противостоят, очень часто наоборот - имеют вполне ощутимую белую этику, понимают, что хорошо и что плохо. В общем, вопрос: кто в этой истории по-настоящему плохой? Монстры, которые, казалось бы, вполне имеют банальное право на жизнь и собственную территорию вдали от людских поселений, а конфликты пытаются решать мирно? Или всё-таки люди (живущие в сытости и уюте, но отчего-то продолжающие геноцид) во главе с богиней, которая, как и её подданные, себе на уме?.. Всё это очень даже похоже на одно невесёлое явление под названием "буллинг"; разве что буллеры в данном случае выставлены положительными героями.