Найти тему

«Лучший портрет сына моего суть тот, который написан Кипренским и гравирован Уткиным»

В 1827 году Орест Адамович Кипренский создал один из самых известных и узнаваемых портретов А.С. Пушкина (ныне экспонируется в Государственной Третьяковской галерее в Москве). Портрет был исполнен в петербургской мастерской художника, куда в июне-июле Пушкин приходил позировать несколько раз. Хранился же этот портрет (до тех пор, пока не был выкуплен поэтом) в доме заказчика, близкого друга Пушкина со времен учебы в Царскосельском Лицее, Антона Антоновича Дельвига, в Москве и в силу объективных причин не мог быть доступен широкому кругу зрителей. Большинству современников поэта его внешний облик стал известен благодаря гравюре.

Лучший гравер своего времени, признанный мастер резцовой техники гравирования, Николай Иванович Уткин воспроизвел живописный оригинал Кипренского в гравюре на меди. Портрет был опубликована в альманахе «Северные цветы» на 1828 год, где печатались главы романа «Евгений Онегин» и поэмы «Граф Нулин».

О том, что этот портрет был весьма достоверным и в высшей степени популярным, свидетельствуют многочисленные отзывы людей из близкого окружения поэта, многие находили его удачным или даже лучшим из известных.

«Портрет твой в Северных цветах чрезвычайно похож и прекрасно гравирован», — писал Е.А. Баратынский Пушкину в конце февраля — начале марта 1828 года. «Твой портрет в Северных цветах хорош и похож: чудо!» — восклицал П.А. Катенин в письме Пушкину 27 марта того же года. Н.В. Кукольник называл его «наиболее схожим из всех». Отец поэта Сергей Львович в своих «Записках на так называемую биографию А.С. Пушкина» писал: «Лучший портрет сына моего суть тот, который написан Кипренским и гравирован Уткиным». К этому мнению присоединялся еще один лицейский товарищ Иван Иванович Пущин, вспоминая свое посещение опального поэта в Михайловском в январе 1825 года: «Я нашел, что он тогда был очень похож на тот портрет, который потом видел в «Северных цветах»». Софья Михайловна Дельвиг, жена друга и поэта, посылая приятельнице альманах с портретом Пушкина, оставила следующую приписку: «Вот тебе наш милый, добрый Пушкин, полюби его. Рекомендую тебе его. Его портрет положительно похож, как будто бы видишь его самого».

Облик поэта стал хорошо известен, Пушкина начали узнавать на улице. Иван Иванович Панаев писал: «Однажды часа в три я зашел в книжный магазин Смирдина... В одно время со мною вошли в магазин два человека: ...другой среднего роста, одетый без всяких претензий, даже небрежно, с курчавыми белокурыми волосами, с несколько арабским профилем, толстыми выдававшимися губами и с необыкновенно умными и живыми глазами. Когда я взглянул на последнего, сердце мое замерло. Я узнал в нем Пушкина по известному портрету Кипренского». Панаев имел в виду гравюру Уткина, т.к. в доме Дельвига не бывал и живописного портрета видеть не мог. Иван Александрович Гончаров, видевший Пушкина в 1832 году во время посещения им лекции в Московском университете, вспоминал: «Лучше всего, по-моему, напоминает его гравюра Уткина с портрета Кипренского».

Мастерство Уткина-портретиста было высоко оценено современниками, он виртуозно и проникновенно исполнял акварельные портреты, а в гравюрах, воспроизводящих живописные картины, часто добавлял собственное прочтение отдельных элементов, создавал новый художественный образ.

Личное знакомство тоже сыграло свою роль. Пушкин и Уткин, очевидно, познакомились в доме Муравьевых (набережная реки Фонтанки, д. 25) еще до отъезда поэта на юг, т.е. до мая 1820 года. О том, что Пушкин знал и ценил Уткина, свидетельствует письмо поэта брату Льву Сергеевичу и Петру Александровичу Плетневу из Михайловского от 15 марта 1825 года, где он выражает желание иметь виньетку к своим произведениям: «Что, если б волшебная кисть Ф. Толстого... —

Нет! слишком дорога!
А ужасть, как мила! ....
К тому же, кроме Уткина, ничей резец не достоин его карандаша».

Создание гравюры – процесс трудоёмкий, состоящий из нескольких этапов. В собрании Всероссийского музея А.С. Пушкина хранятся предметы, представляющие все этапы изготовления: рисунок, гравировальная доска, несколько пробных оттисков и один из финальных вариантов. Уткин сделал прежде всего рисунок карандашом. На бумаге едва заметны клетки. Оригинал (т.е. живописное полотно) так же разделен на клетки, при помощи сети ниток, и затем контур был механически повторен в нужном уменьшении. Далее в зеркальном отражении был вырезан рисунок на медной доске, с помощью которой (после нескольких пробных оттисков) отпечатаны гравюры. В печатных вариантах обнаруживаются изменения, сделанные Уткиным - он срезал весь низ, не дав изображения рук, на фоне отсутствует статуэтка, есть отличия в передаче костюма, и даже изображение лица имеет явные уточнения и дополнения.

В объявлении, помещенном в газете «Северная пчела» сообщалось, что «по желанию любителей поэзии и отличных произведений гравирования» портрет Пушкина работы Уткина был пущен в продажу отдельными оттисками «на китайской шелковой бумаге большого формата» по цене 25 руб. Один из таких экземпляров хранится в собрании музея, и в правом нижнем углу железо-галловыми чернилами рукою гравера сделана дарственная надпись: «a Monsiur Mn Raimbach. / de la part de Son Ami Nicolas Outkin.» [Мёсье Раймбаху от лица его друга Николая Уткина].

Абрахам Раймбах (1766-1843) - известный английский гравер резцом, с которым Уткина связывала многолетняя дружба, художники часто обменивались своими произведениями.

Известны строки Пушкина, обращенные к работе Кипренского:
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.

Пушкинского отклика на гравюру нам не известно. О том насколько нравился портрет самому поэту, мы можем судить, оценивая факты. Пушкин публиковал портрет неоднократно: в 1828 году во втором издании «Руслана и Людмилы» и в 1829 году в альманахе «Подснежник». В 1837 году он обратился к Уткину с просьбой повторить гравюру на стали, так как медная доска из-за большого тиражирования пришла в негодность. Произошла эта встреча накануне дуэли на квартире Пушкина в доме Волконских на набережной реки Мойки, 12.

Изображения:

Н.И. Уткин по оригиналу О.А. Кипренского. Портрет А.С. Пушкина. Бумага; гравюра на меди. 1827

Н.И. Уткин по оригиналу О.А. Кипренского. Портрет А.С. Пушкина. Бумага; карандаш свинцовый. 1827

Н.И. Уткин по оригиналу О.А. Кипренского. Портрет А.С. Пушкина. Гравировальная доска. Медь; гравировка, гальванопластика. 1827