С трудом одолев скучнейший любовно-детективный роман Диккера, для которого слава и деньги, очевидно, куда важнее собственно литературы, пребывала в недоумении, раздражении и гневе: почему этот автор так популярен?! 😫
Совершенно проходную вещь преподносят аки интеллектуальную прозу (Corpus не первый раз подкладывает мне свинью), тогда как на самом деле это обыкновенное чтиво.
Внимание, спойлеры!
Женщины? Как же, знаю! Это такие, с грудя́ми.
До смешного примитивное у Диккера восприятие женщин. Будто в творчестве эпохи пубертата, где существа противоположного пола — всего лишь объекты сексуальных притязаний. Ощущение такое, словно он играет в любовь, но не ведает что это такое.
Мужчины тут тоже, конечно, умом не блещут (шедевральный роман Гарри Квеберта — такая же пустышка, как и горе-сочинение его создателя), но в этом случае он хотя бы знает о чём говорит.
Женщин же смазливый писака, похоже, видел только в кино, иначе отчего всё так убого-упрощённо: хорошенькое личико, примитивная чувственность и полное отсутствие мозгов. 💋
«Жизнь — сплошное надувательство»
Грустно, что графоманские потуги бывшего юриста-по совместительству несостоявшегося актёра с невообразимой биографией про русских революционеров и аристократов во всём мире возносят до небес (французские маркетологи не зря едят свой хлеб).
Но бестселлер — всего-то роман, который хорошо продаётся. А высокие продажи говорят о грамотной рекламной кампании, но не о качестве книги. Если задуматься, что с того, что масса людей (как нам сообщают) приобрели растиражированную новинку, которую, может, даже не читали.
Массовость не есть признак качества, скорее наоборот — клеймо «бестселлер» поможет распознать литературный ширпотрёб. 🗑️
Мария Корелли ещё в 1890-е писала, что восторженные рецензии можно легко купить: даришь книги нескольким топовым блогерам, просишь замолвить словечко популярных критиков, — и вот информационное пространство наводнено красивыми обложками книжки в ходовом жанре.
«Лолита», XXI век
Противно, что извращенские сюжеты про отношения с девочками до сих пор в ходу. Более того, их лоббируют, их одобряют.
Педофильские похождения Набокова хотя бы изобретательно написаны, у этого же, с позволения сказать, писателя вышла какая-то пародия на текст. 🤦♀️
Почему по сию пору очевидное, казалось бы, зло не подвергают остракизму, считая допустимым печатать подобное, ведь каждый понимает, что это не норма! Диккер не пишет, что такие отношения недопустимы: он выводит соблазнительницей девочку и стенает, что общество-де ничего не понимает, заставляя страдать бедных влюблённых.
«Но ей было всего пятнадцать… - Она не выглядела девочкой, уж поверь. Это была женщина. И красивая женщина,» — аргумент, дескать ребёнок выглядит старше своего возраста — просто оправдание насилия. Мужики вообще не должны плотоядно рассматривать девочек-подростков!
«Мистер писатель [чёртов]»
Самое смешное, автор даже не скрывает, что и сам пустышка, как весь его провальный роман, ведь неприятная лживая личина Маркуса Гольдмана aka Великолепного вся списана с самого Диккера. Такое ощущение, будто он лишь играет роль писателя, как до того грезил о музыке или карьере спортсмена. Просто в литературе прославиться оказалось проще.
Графоманский опус элементарно плохо написан. Не написан — состряпан. Всё излишне драматично, незатейливо и пресно, зато с пафосом. Герои то походят на персонажей эпохи Шарлотты Бронте, то на американскую деревенщину хиллбилли. От избытка страстей горе-влюблённые попеременно бухаются на колени, «с замиранием сердца» «погибают от беспокойства» и всё время твердят «милый Гарри» да «милая Нола». 😆
Диккер собрал все штампы: это и детектив, и любовная история (конечно же, с треугольником и специфической сексуальностью), здесь несколько временных линий, а ещё американская глубинка, глупый коп, сдвиг по фазе и урод со «скособоченным лицом».
Поражена, что подобное рекомендует Галина Юзефович.
«-Гарри, сколько нужно времени, чтобы написать книгу? -Это зависит. -Зависит от чего? -От всего.»
Несуразности, как по мне, добавляет и своеобразный перевод Ирины Стаф (какой бы та ни была заслуженной). Может, она и так облагораживала поток сознания швейцарца, как могла, и всё равно не плохо бы избавиться от лишних слов, держаться единого стиля повествования и точно не писать «совершенно оглоушенный», «я услышал, как он улыбнулся», «звонил мне по нескольку раз на дню, чтобы поделиться своим возбуждением», а «парту» в комнате Нолы заменить на обыкновенный письменный стол.
И почему Маркус «цеплялся за юбку Квеберта» — Гарри, что ли, был кроссдрессером?..
Алогичности от автора. «Я хочу найти убежище от мира», — экстатически вещает Н-О-Л-А. Где же она надеется найти приют, в Сибири или льдах Аляски, может, девчонка вовсе решила отправиться на тот свет? Ответ — нет, дальняя даль по Диккеру — всего-то Канада. 😅
Печатную машинку, на которой старательно набирает тексты, Нола зачем-то вечно таскает с собой, хотя логично было бы оставить её в доме у Гарри. Тем более, прибор такой тяжёлый, что девчонка не может его нести и буквально волочит по земле!
«Вырубать деревья, чтобы печатать такую пачкотню, — преступление»
Жаль, но литература — давно не область высоко, а всего-то территория коммерции. Писатели же превратились в бизнесменов, для которых главное — прибыль, потому львиная доля того, что лежит на прилавках книжных магазинов — жуткая бездарщина (ну хорошо, беллетристика).
Про любовь тут, кстати, есть. В самом финале романа она внезапно расцветает на последних страницах: чувство, что не утихло спустя многие годы, беспредельная преданность единственному близкому человеку, которую за ширмой детективной линии как-то не замечаешь. Добавьте неизменную поддержку да горечь утраты и поймёте: Гарри с Маркусом неразлучны все семьсот шестнадцать страниц словесного винегрета. 🧚♂️ Их связь не идёт ни в какое сравнение со сказочками про влечение к Ноле.
Если уж хочется романов с сыроватым сюжетом, лучше почитать Гиллиан Флинн, Тану Френч или «Смертельную белизну» Джоан Роулинг — там хотя бы есть над чем подумать (вечно у них концы с концами не сходятся).
Хороших вам книг! 📖
* * * * * * *
Про хорошую книжку тоже скоро будет: «Нормальные люди» Салли Руни побудили на целое социальное исследование! 😅