"1984" Джорджа Оруэлла в нынешних реалиях считается, наверное, чуть ли не самым актуальным романом. Существуют мириады разных интерпретаций романа, бесконечное множество видеоэссе, публицистических статей, в общем - исследований. "1984" - безусловный мейнстрим, который далеко не единожды расхваливали или критиковали. Поэтому я не собираюсь высказывать уже высказанные и выражать уже выраженные много кем мысли, превратившиеся в сплошную банальщину, а лишь разберу небольшую мелочь.
Я хотел бы сконцентрироваться на одной детали. А именно - на крысах. Впервые эти, не самые приветливые и благообразные существа, появляются тогда, когда Уинстон с Джулией совершают очень рискованный поступок - находят себе пристанище для любви. После соития, обнаружив крысу, Уинстон испытывает причудливый ужас. Крысы как бы выражают все то, чему пытается противится протагонист. Усиленная, возведенная до бог знает какого уровня, слежка и наблюдение, стирание каких бы то ни было базовых нравственных категорий и замена их категориями правоверия партии, отлов тех, кто хоть немного выбивается из общей монолитности - всё это видит Уинстон в крысах. Доказательством того также служит главный страх Уинстона - не что иное, как крысы, что и воплощает в реальность партия, когда пытает его в злосчастной комнате 101. Самое трагически-ироническое, что их девиацию заметили еще в середине книги. Мистер Чаррингтон - старьевщик, простодушный интеллигентный пролл, оказался таким же подпольным грызуном, как крысы, обитающие в его лавке. Как и дети потного толстяка Парсонса. Как и большинство партийно-правоверных людей. Все они из homo sapiens трансформируются в диких существ, животных, лишаются разума, теряют человеческий облик и обретают крысиный