Найти тему

Как связан курс рубля и мигранты, и удержит ли ЦБ инфляцию в обещанных рамках

Глава Банка России Эльвира Набиуллина прокомментировала падение курса рубля. В последние несколько дней российская валюта показывает антирекордные показатели с марта 2022 года по отношению к доллару и евро: «Курс рубля сейчас ослабляется под влиянием динамики внешней торговли».

Судя по всему, нашему бюджету сейчас выгоден такой курс, потому что, если вы вспомните,
в марте 2022 года, когда курс рубля начал пикировать, Путиным было издано распоряжение, обязывающее компании экспортёры продавать 80% валютной выручки в трёхдневный срок на ММВБ.

В связи с этим, а также с высокими ценами на нефть и газ на бирже
в прошлом году образовалась ситуация, когда предложение валюты было большим, а рублей в экономике было мало.

В мае 2022 года, когда курс рубля вырос до невиданных в течение многих лет значений, это распоряжение было изменено, компании экспортёры обязали продавать только 50% валютной выручки, а в конце июня 2022 года и это требование было отменено: компании обязали продавать валютную выручку только в том размере, который определит правительственная комиссия.

С тех пор курс доллара, евро, и юаня вновь начал расти, потому что:

1. Упала цена на нефть и газ, то есть значительно снизились валютные поступления в страну от компаний экспортёров энергоресурсов:

По оценке Банка России, профицит счета текущих операций платежного баланса РФ в январе—мае 2023 года составил $22,8 млрд против $123,8 млрд год назад.

2. Рублёвая масса в стране при этом увеличивалась значительными темпами, и нарастали закупки импорта:

Рост денежной массы с февраля 2022 года (источник):

Однако, несмотря на то, что профицит во внешней торговле, хоть и не такой большой как в прошлом году, сохраняется, курс рубля значительно снизился.

И дело тут не только в том, что компании экспортёры придерживают валюту. Есть ещё один фактор, который давит на курс рубля.

Вывод капиталов из России продолжается.

Но не спешите ругать миллиардеров, им теперь выводить капиталы на Запад или в офшоры небезопасно - отберут.

Основной отток валюты из страны на фоне снизившихся поступлений формируют теперь мигранты из Средней Азии, которые в этом плане ничем не отличаются от офшорных миллиардеров, переправлявших деньги на счета в Западных банках.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Свежих данных (за 2022 год) по выводу денег гастарбайтерами-мигрантами и мигрантами, ставшими гражданами РФ, в Азербайджан, Узбекистан, Армению, Киргизстан и Таджикистан Центральный банк пока не опубликовал, поэтому посмотрим, сколько миллиардов долларов было выведено мигрантами в свои страны в 2021 году (это можно сделать на сайте ЦБ):

Азербайджан - $985,918 млн, Узбекистан - $5 532,141 млн, Армения - $866,817 млн, Киргизстан - $2 130,655 млн, Таджикистан - $1 800,412.

Просуммируем и получим: $11 315,943 млн или $11,315943 млрд долларов.

Наверняка в 2022 году и тем более в 2023 году вывод капиталов увеличился (по неофициальным данным в 2022 году он составил - $21,5 млрд).

И если посмотреть на четыре фактора: (1) снизившийся профицит международной торговли за пять месяцев (всего лишь $22, 8 млрд); (2) отмена распоряжения о реализации большей части валютной выручки компаниями-экспортёрами на ММВБ; (3) активное сокращение внешнего долга России сокращается рекордными темпами; (4) увеличившийся объём вывода валюты мигрантами, - то станет понятным, почему курс рубля сильно просел.

Ремарка по поводу (4): То есть мы, с таким трудом зарабатывая валюту на продаже ресурсов, получается, отдаём очень значительную её часть, покупая трудовые ресурсы в республиках Средней Азии.

А не слишком ли это, как бы помягче выразиться... расточительно и правда ли труд мигрантов выгоднее труда местного населения для экономики России?

Вопрос, что называется, риторический.

Да, предпринимателям это выгоднее, ведь они платят мигрантам меньшие (хотя уже и не факт, что меньшие) зарплаты в рублях и предпринимателям наплевать на то, что те потом пересылают переводы в свои республики, высасывая из России валютную выручку, поступающую в страну от наших экспортёров, а государству это невыгодно.

Но вернёмся к теме и посмотрим, есть ли у нас сейчас возможности, сделать рубль более стабильным.

Первый фактор - пока малопредсказуемый и нерегулируемый. Размер торгового профицита сильно зависит от цен на наши экспортные товары на мировом рынке, поэтому необходимо наращивать экспорт несырьевых товаров, имеющих более стабильные цены, что и стремится делать наше правительство, стимулируя несырьевых экспортёров.

Второй фактор - зависит от решения правительства. Если понадобится, то компании экспортёры вновь обяжут продавать валютную выручку на внутреннем рынке.

Третий фактор - временный. Чем быстрее наши компании расплатятся по кредитам, тем быстрее этот фактор перестанет давить на рубль. И этот долг сокращается нами просто рекордными темпами.

На 1 января 2022 года внешний долг резидентов РФ составлял - 478,2 миллиарда долларов, на 1 января 2023 года внешний долг сократился до 381,8 миллиардов долларов, а по состоянию на 1 апреля он составил 354,8 миллиарда долларов, снизившись с начала года на 25,9 миллиарда долларов.

Ну а для того, чтобы и четвёртый фактор не давил на курс рубля, а следовательно не приводил к увеличению инфляции, правительству необходимо: либо снижать количество мигрантов в нашей экономике, стимулируя приём на работу граждан РФ, потому что рабочие руки у нас всё-таки есть (об этом скажу ниже), либо, раз уж мы даём этим странам наполнять свой бюджет за счёт трудовых мигрантов на нашем рынке, настойчиво предложить им закупать товары в России за рубли, а не на Западе за валюту.

То есть не должно быть такого, что мигранты-гастарбайтеры из Таджикистана работают у нас, пересылают в свою республику евро и доллары, а потом Таджикистан покупает, скажем, сельскохозяйственную технику или вертолёты в Европе и США, хотя мы можем предложить им то же самое, причём по меньшим ценам.

Нет, принудить мы их к этому не можем - суверенные страны, свободный рынок, конкуренция и всё такое, а вот тонко намекнуть, снизив квоту на мигрантов-гастарбайтеров из Таджикистана и увеличив её на количество мигрантов-гастарбайтеров из Узбекистана, если правительство Узбекистана поступает правильно, - вполне можем.

И тогда мигранты-гастарбайтеры и мигранты-граждане РФ смогут посылать переводы своим близким не в долларах и евро, а в рублях, ибо рубли будут нужны тем республикам для покупки товаров в России.

Что же касается рабочей силы в России, то она у нас всё-таки есть.

Как сказал один из губернаторов (не знаю его имени, видел только интервью), если вы зайдёте днём в любой торговый центр, там вы увидите множество молодых людей, сидящих с гаджетами на скамейках, кушающих в кафе, пьющих кофе в кофейнях и просто слоняющихся без дела.

От себя же добавлю, что пора отказываться от принципа, что права отдельного человека выше прав общества и напоминать отдельным индивидам, что у них, помимо прав, есть и обязанность - трудиться на благо общества.

То есть надо принимать соответствующие законы, чтобы снижать количество тунеядцев и иждивенцев в принудительном порядке.

А сейчас у нас тунеядцев слишком много: представители определённой всем известной национальности, мошенники, работающие во всевозможных колл-центрах, обманывающие честных тружеников, наркоманы, алкоголики, заключённые в тюрьмах.

Все они должны привлекаться к труду и пополнять общий бюджет своими налогами, отрабатывая долг перед обществом. Тогда и рабочих рук нам хватит или, по крайней мере, мы снизим количество мигрантов-гастарбайтеров в стране.

Теперь вернёмся к вопросу о том, почему я считаю, что низкий курс рубля выгоден правительству.

Потому что ни со стороны премьер-министра Михаила Мишустина, ни со стороны его первого заместителя Андрея Белоусова не поступает предложения о возобновлении продажи 80% выручки компаниями экспортёрами,
ведь это тот фактор, на который правительство сейчас может легко повлиять.

При таком курсе рубля значительно выросла рублёвая выручка компаний экспортёров, а следовательно, растут и налоговые поступления в бюджет, который в связи с известными событиями сейчас имеет значительный дефицит.

Тем не менее, и допускать значительного снижения курса рубля тоже не стоит, ведь тем самым мы подрываем роль своей валюты в международных торговых расчётах.

Какая из соседних стран будет переходить на расчёты в рублях, если курс рубля непредсказуем, и плюс к этому может просесть на 81% в год?

А именно это сейчас и произошло:

30 июня 2022 года - $1 = ₽ 51,1580; 7 июля 2023 года - $1 = ₽ 92,5695.

Но я всё-таки не собираюсь учить правительство и ЦБ, им сейчас виднее, в чём состоит приоритет - в стабильном рубле и низкой инфляции или в стимулировании промышленности и наполнении бюджета.

Что касается инфляции, то трудно сказать, удержит ли её ЦБ в запланированных рамках 4-5%, потому что была допущена уж слишком большая девальвация рубля, но пока это удаётся, инфляция держится значительно ниже этих цифр. По последним данным она составляет 2,9%.

Но даже если и будет больше, то ничего страшного не случится, потому что инфляция, безусловно, неприятна для граждан и бизнеса - всем был бы выгоден стабильный курс рубля, но в целом для нашей экономики она не опасна, в отличие от стран Запада.

Потому что: а) у нас нет огромного государственного внешнего долга; б) нашему правительству нет нужды (и возможности) выходить на внешний рынок заимствований; в) есть возможность занимать деньги на внутреннем рынке в рублях; г) зарплаты и пенсии в госсекторе правительством, а в частном секторе - бизнесом будут индексироваться (опять-таки в отличие от Запада).

Ну а стимулирование промышленности в России сейчас продолжается (ссылка), экономические показатели лучше ожидаемых (ссылка), растёт и денежная масса в стране (ссылка), то есть экономика наполняется "кровью", а значит, всё у нас будет отлично!

Подписывайтесь на мой блог, кто ещё не здесь, потому что здесь вы можете прочитать то, чего не напишут другие, и на телеграм-канал, потому что там публикуются короткие и резкие посты, которых нельзя разместить здесь.