Найти тему
Leader-ID

Медведи из «Берлоги» заманивают школьников в инженерные профессии

Оглавление

Как обеспечить страну инженерами, программистами и успешными учеными? Нужно прививать интерес к технологиями с детства. Для этого уже есть Кружковое движение, платформа «Талант» и другие проекты НТИ и АСИ. При этом всего 10–12% школьников 5–11 классов интересуются технологическим творчеством. Чтобы их стало в разы больше, появилась Национальная киберфизическая платформа «Берлога». О первом в мире подобном проекте, который недавно презентовали на ПМЭФ, по горячим следам расспросили президента Ассоциации участников технологических кружков Алексея Федосеева.

Моду на технологии нужно развивать

Алексей Федосеев возглавляет Кружковое движение — сообщество энтузиастов технического творчества. Чтобы поощрять увлечение технологиями, его команда проводит Национальную технологическую олимпиаду, которая добавляет 100 баллов ЕГЭ при поступлении или дает право на зачисление вне конкурса. Свои результаты школьники фиксируют на платформе «Талант». Но пользуются ей немногие — всего 500 тысяч школьников прошли через нее с 2015 года. В регионах открываются Станции юных техников и Кванториумы, но их посещает всего 10–12% ребят.

Государство оплачивает ребенку один кружок, и гораздо чаще выбор падает спорт или творчество, чем на технологии.

После школы ребята выбирают гуманитарные и экономические специальности. Со сферой IT ситуация лучше, но популярность ЕГЭ по физике падает год от года. А стране, которая стремится к технологическому суверенитету, это совсем не на руку.

Президент Ассоциации участников технологических кружков Алексей Федосеев на сессии, посвященной платформе «Берлога» | 16.06 ПМЭФ-2023
Президент Ассоциации участников технологических кружков Алексей Федосеев на сессии, посвященной платформе «Берлога» | 16.06 ПМЭФ-2023

Игры вызовут интерес к технологиям

Чтобы избежать кадрового голода в инженерных и IT-направлениях, нужно вовлекать больше детей в техническое творчество. Для этого эксперты НТИ, АСИ и Кружкового движения разработали первую в мире Национальную киберфизическую платформу «Берлога».

Воронка вовлечения расширяется — теперь все будет начинаться не с кружков, а с любимых детьми компьютерных игр.

Детей, которым интересно погрузиться в ИИ, собрать робота или познакомиться с геномным редактированием, очень мало
Детей, которым интересно погрузиться в ИИ, собрать робота или познакомиться с геномным редактированием, очень мало

Игровой контент понятнее и интереснее, чем просто рассказы про Королева и Туполева. Над играми работают не только методисты, но и геймдизайнеры. Это важно, чтобы создать конкурентные продукты.

Все игры объединит фантастический сеттинг — мир человекоподобных добродушных медведей с высоким уровнем развития технологий.

Мудрость, отвага, профессионализм — качества медведей из мира «Берлоги»
Мудрость, отвага, профессионализм — качества медведей из мира «Берлоги»

Первая игра уже на RuStore

«Защита пасеки» — это первая игра на платформе. Жанр Tower Defence предполагает защиту от нападений. Игрокам нужно программировать мобильных роботов для защиты пасеки от роботизированных ос и других насекомых, которых нечаянно создал нерадивый медведь-программист.

Авторы платформы разработали графический язык, альтернативу языку Scratch.

Приложение «Берлога» с первой игрой можно скачать на RuStore — это российский магазин мобильных приложений.

Первая игра «Защита пасеки» вызывает интерес к программированию
Первая игра «Защита пасеки» вызывает интерес к программированию

Вторая игра выйдет в сентябре

Это будет игра жанра визуальной новеллы с элементами тамагочи. Игрокам предстоит развивать медвежонка — ученика академии медведей, который живет студенческой жизнью с парами, сокурсниками и общагой.

В игре школьники будут знакомиться с профессиями программистов, инженеров, биотехнологов, креативщиков и художников.

Далее будут появляться другие игры в этой же вселенной. Десктоп-версию скорее всего будут делать с упором на педагогов, чтобы можно было включать прямо на уроке.

Игрок программирует роботов для борьбы с нашествием кибер-ос
Игрок программирует роботов для борьбы с нашествием кибер-ос

Достижения из жизни — прокачка персонажа в игре

Монетизация в классических играх позволяет быстрее прокачивать персонажа и проходить уровни. В «Берлоге» все это можно делать за знания и достижения двумя способами.

  1. Школьник много и эффективно программирует в игре. Его хвалят и предлагают перенести свой талант в реальность. Он попадает на платформу «Талант» и видит все возможности для развития на своем уровне: кружки рядом с домом, онлайн-курсы на платформе Stepik, Национальную технологическую олимпиаду, «Код для всех», «Код будущего» и другие проекты, которые дают баллы ЕГЭ.
  2. Школьник собирает артефакты для игры в реальности. Например, кружок. Там проектирует и собирает коптер или робота, который оцифровывается и попадает в игру. Гипотеза в том, что ребенок понимает свои возможности творить игровой мир и это его мотивирует и поддерживает.
В идеале игра будет лишь временным этапом.

Игра вовлечет детей в техническую деятельность на старте, даст дополнительную мотивацию в виде прокачки героя, а потом завлечет в кружок, который должен стать интереснее и важнее игры.

Дети смогут приходить в Кванториумы, собирать машины и перемещать их в игру
Дети смогут приходить в Кванториумы, собирать машины и перемещать их в игру

Разработчики смогут добавить свои игры

Любая команда сможет взять открытый язык программирования, сервер игровой статистики и игровой сеттинг с медведями, чтобы создать и разместить на платформе свою игру с образовательным сценарием. С сентября планируется грантовая поддержка таких команд совместно с АСИ.

Платформа станет экосистемой, где будут интегрированы разработки нового рынка EduNet. Много компаний создают разработки для сферы образования: конструкторы, контроллеры, сложные комплексы. Они смогут синхронизироваться с платформой методически и продвигаться за счет нее.

Главный герой игр «Берлоги» на ПМЭФ-2023
Главный герой игр «Берлоги» на ПМЭФ-2023

Медведи вышли в мир людей

Игровой мир медведей выходит за пределы цифры. Например, на технологическом интенсиве Архипелаг-2023, который пройдет в августе в Новосибирске, проведут соревнования с коптерами, все будет связано с «Берлогой». Победители помимо физических призов получат игровые бонусы.

В Республике Башкортостан на более чем 90 площадках от школ до центров творчества запустили пилотный проект физических «Берлог». Это классы Национальной киберфизической платформы наподобие Точек кипения. Детей будет встречать стилистика игры, а в самих классах пройдут мероприятия, популяризирующие технологии и науку. «Берлога» пойдет дальше. На ПМЭФ команда платформы подписала меморандум с Камчаткой, Сахалином и Севастополем, ведут переговоры с Петербургом и Татарстаном.

Гендиректор АНО «Платформа НТИ» Дмитрий Песков на презентации платформы «Берлога» | 16.06 ПМЭФ-2023
Гендиректор АНО «Платформа НТИ» Дмитрий Песков на презентации платформы «Берлога» | 16.06 ПМЭФ-2023