1) ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО БЮДЖЕТУ И ФИНАНСОВЫМ РЫНКАМ
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее — Федеральный закон), принятый Государственной Думой 27 июня 2023 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы В.И. Пискаревым, Э.А. Валеевым, А.Г. Аксаковым и другими в целях установления уголовной ответственности за незаконную деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц.
Федеральным законом Уголовный кодекс Российской Федерации дополняется нормой, устанавливающей ответственность для лиц, осуществляющих незаконное осуществление деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц и сопряженных с угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения имущества, а равно с угрозой распространения либо распространением заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство потерпевшего или его близких, лицом, действующим от имени организации-кредитора или в ее интересах, в том числе работником организации-кредитора, либо лицом, которому переданы права кредитора по договору уступки права (требования), либо лицом, действующим от имени или в интересах лица, которому переданы указанные права.
Наказанием за совершенствование таких действий будут являться штраф в размере от 300 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет, либо принудительные работы на срок до 5 лет, либо лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, с уничтожением или повреждением имущества, в крупном размере, наказываются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет со штрафом в размере от 500 тысяч до 1 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 4 лет либо без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Те же деяния, совершенные организованной группой, с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, в особо крупном размере, наказываются лишением свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом в размере от 1 млн до 5 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3 до 5 лет либо без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
Реализация Федерального закона повысит уровень защиты прав и законных интересов физических лиц-должников.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".
2) ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНСТИТУЦИОННОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И ГОСУДАРСТВЕННОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект № 154486-8) внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы В.И. Пискаревым, Э.А. Валеевым и другими 29 июня 2022 года и принят Государственной Думой в первом чтении 10 ноября 2022 года, во втором чтении - 20 июня 2023 года, в третьем чтении - 27 июня 2023 года.
Федеральный закон направлен на установление уголовной ответственности за незаконное осуществление деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц.
В этих целях Федеральным законом глава 22 "Преступления в сфере экономической деятельности" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) дополняется новой статьей 172.4, предусматривающей уголовную ответственность за совершение действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц и сопряженных с угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения имущества, а равно с угрозой распространения либо с распространением заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство потерпевшего или его близких, лицом, действующим от имени организации-кредитора или в ее интересах, в том числе работником такой организации, либо лицом, которому переданы права кредитора по договору уступки права (требования), либо лицом, действующим от его имени или в его интересах. Максимальное наказание за указанные деяния устанавливается в виде лишения свободы на срок до пяти лет.
Наличие квалифицирующих признаков (совершение деяния группой лиц по предварительному сговору; с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья; с уничтожением или повреждением имущества; в крупном размере) влечет повышенную уголовную ответственность - максимальное наказание устанавливается в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет.
В случае совершения указанных действий организованной группой либо с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо в особо крупном размере максимальное наказание устанавливается в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет.
В Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации вносятся корреспондирующие изменения, согласно которым полномочиями по проведению предварительного расследования по части первой статьи 172.4 УК РФ наделяются подразделения дознания органов внутренних дел Российской Федерации, по частям второй и третьей статьи 172.4 УК РФ - следственные подразделения органов внутренних дел Российской Федерации.
Реализация внесенных Федеральным законом изменений позволит повысить уровень защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и будет способствовать предотвращению негативных последствий деятельности лиц, использующих незаконные способы осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности и Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам поддерживают Федеральный закон.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".
3) ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОМИТЕТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБОРОНЕ И БЕЗОПАСНОСТИ
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности в соответствии со статьями 105 и 106 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно--процессуального кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Проект Федерального закона (№ 154486-8) внесли в Государственную Думу депутаты Государственной Думы В.И. Пискарев, Э.А. Валеев, А.Г. Аксаков и другие 29 июня 2022 года.
Федеральный закон направлен на усиление гарантий защиты прав и законных интересов должников от незаконной деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц.
Принятый Федеральный закон дополнил Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) новой статьей 172.4 (Незаконное осуществление деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц), которой установлена уголовная ответственность за совершение действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц и сопряженных с угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения имущества, а равно с угрозой распространения либо распространением заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство потерпевшего или его близких, лицом, действующим от имени организации-кредитора или в ее интересах, в том числе работником организации-кредитора, либо лицом, которому переданы права кредитора по договору уступки права (требования), либо лицом, действующим от имени или в интересах лица, которому переданы указанные права (максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет). За то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, с уничтожением или повреждением имущества, в крупном размере предусматривается максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет, а за деяния, совершенные организованной труппой, с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, в особо крупном размере установлена максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет.
Кроме того, Федеральным законом вносятся изменения в статьи 150 (Формы предварительного расследования) и 151 (Подследственность) Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, которыми предварительное расследование по части первой статьи 172.4 УК РФ предусматривается в форме дознания дознавателями органов внутренних дел, а по частям второй и третьей статьи 172.4 УК РФ - в форме предварительного следствия следователями органов внутренних дел.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации, согласуется с системой федерального законодательства и регулирует отношения, которые в соответствии с положениями статьи 71 Конституции Российской Федерации, находятся в ведении Российской Федерации.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупционные факторы не выявлены.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности решил :
рекомендовать Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".
4) ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРАВОВОГО УПРАВЛЕНИЯ АППАРАТА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Проект названного Федерального закона внесен депутатами Государственной Думы В.И. Пискаревым, Э.А. Валеевым и другими 29 июня 2022 (№ 154486-8).
Федеральным законом Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ) дополняется новой статьей 172.4 (Незаконное осуществление деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц), устанавливающей уголовную ответственность за совершение действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц и сопряженных с угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения имущества, а равно с угрозой распространения либо распространением заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство потерпевшего или его близких, лицом, действующим от имени организации-кредитора или в ее интересах, в том числе работником организации-кредитора, либо лицом, которому переданы права кредитора по договору уступки права (требования), либо лицом, действующим от имени или в интересах лица, которому переданы указанные права (максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет). За то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, с уничтожением или повреждением имущества, в крупном размере предусматривается максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет, а за деяния, совершенные организованной группой, с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, в особо крупном размере устанавливается максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет.
Федеральным законом вносятся изменения в статьи 150 (Формы предварительного расследования) и 151 (Подследственность) Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми предварительное расследование по части первой статьи 172.4 УК РФ будет производиться в форме дознания дознавателями органов внутренних дел, а по частям второй и третьей статьи 172.4 УК РФ в форме предварительного следствия следователями органов внутренних дел.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе положениям о правах и свободах человека и гражданина, и согласуется с системой федерального законодательства.
Внутренняя логика Федерального закона соблюдена, противоречия между его структурными частями и нормами не выявлены. Правила юридической техники соблюдены.
Федеральным законом регулируются отношения, которые согласно пунктам "о" (уголовное законодательство; процессуальное законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза согласно методике, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен Советом Федерации не позднее 12 июля 2023 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, заместителю Председателя Совета Федерации Ю.Л Воробьёву, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.Н. Бондареву, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Источник - https://sozd.duma.gov.ru/bill/154486-8#bh_histras