Для участков, особенно вновь образованных, с дорогами происходит совершенная путаница, хотя подъезд это одна из важных характеристик участка, он не всегда возможен.
Чтобы не купить участок без подъезда, давайте разбираться какие бывают дороги и как их использовать. Где проходят дороги, какие они, кому принадлежат - все крайне запутанно и непрозрачно. Это в свою очередь ведет к спорам и проблемам.
Какие бывают дороги, давайте разбираться:
- Частные
- Муниципальные
- Ничейные
- И вообще полное отсутствие.
Муниципальные дороги
Где проходят дороги, какие они, кому принадлежат - все крайне запутанно и непрозрачно. Это в свою очередь ведет к спорам и проблемам.и за его счет)обслуживается.Покрытие может быть различным. Проезд по такой дороге всегда свободный. Чаще всего она нанесена на кадастровую карту и генеральный план с обозначением дорожная сеть.
Частные дороги
Частные дороги - это дороги, которые проложены по землям, находящимся в частной собственности. Причем не важно на землях юр. лица или физ. лица они находятся. Их делают собственники земли своими силами и за свой (или Ваш) счет. Например, дороги и проезды в садоводствах, коттеджных поселках, промзонах и даже деревнях (иногда встречаются), если они находятся на частной земле, все это частные дороги.
Главное, что нужно знать про них - это то, что они обслуживаются собственником и соотвественно он волен разрешать или запрещать ими пользоваться. Проезд может быть бесплатный, платный или вообще закрыт. Как раз такие дороги и являются наибольшей головной болью. Сколько я видел и слышал уже историй про шлагбаумы и перекрытые подъезды к участкам. О том, как разобраться с частными дорогами я напишу отдельную подробную инструкцию.
Ничейные дороги. Да! Такое тоже бывает.
Ничейные дороги. Отдельный и очень интересный вид дорог. Ничейной становиться дорога, если собственник земельного участка, на котором она расположена, написал отказ от права собственности, а администрация муниципалитета не приняла ее на баланс. Участок становится ничейным. Например, у меня есть участок земли, который я разделил на 10 маленьких. Чтобы их продать, я делаю проезд к ним по краю моего участка. И далее еще переулки (при необходимости). Продаю участки людям, а дороги остаются. Их конечно тоже можно продать, но это породит хаос и споры в дальнейшем. Мне эта дорога не нужна, а налоги я за нее все равно должен платить.
Что же мне делать:
- Установить плату за обслуживание дороги (вариант коттеджного поселка)
- Плакать и платить самому (не интересно)
- Передать на баланс района (не примут 80%)
- Использовать свои законные права на добровольный отказ от собственности на землю.
- Продать в долях собственникам участков
- Подарить всем доли
- Продать дорогу предприимчивому гражданину
- Подарить ему же.
Если выбрать 5 путь. Пишу отказ от собственности в администрацию. То есть не передаю им что-то, а просто отказываюсь. На этом мое право собственности прекращается. А поскольку собственника нового не появляется, дорога становится ничейной. Плюс тут в том, что никто не будет требовать за нее оплату, минус - никто ее и обслуживать не станет.
Полное отсутствие дороги. Не самый плохой вариант.
Это случай чаще всего встречается, с вновь образованными участками. Их могут образовать в границе населенного пункта, но дороги к ним не будет.
Тут варианты следующие:
- Писать заявку в администрацию с просьбой построить дорогу до участка
- Просить администрацию выдать технические условия для самостоятельно строительства дороги
- Строить дорогу по землям общего пользования (на свой страх и риск)
- Договариваться о праве проезда по чужим частным дорогам (если таковые есть в зоне доступа) например, через территорию соседнего садоводства.
Подведу итог. Какие дороги выбирать.
Подводя итог, могу сказать следующее: проще и дешевле всего найти участок, к которому подходит муниципальная дорога или участок в коттеджном поселке с адекватной оплатой за обслуживание. Тут все понятно. И зимой почистят и летом починят. Ничейные дороги никто не обслуживает и не чистит, кроме меня и соседа. Это нужно иметь ввиду, а радоваться отсутствию "поборов" или нет - решать Вам. Особенно это актуально зимой, когда снега за ночь может по-колено навалить.
Полное отсутствие дороги - не приговор. Однако, тут можно потерять много времени и денег. Поэтому это вариант для подготовленных людей. Таким путем часто идут оптовики. Строят дорогу за свой счет и закидывают расходы в стоимость участка.
Хуже всего - чужая частная дорога, с хозяином которой я не договорился. Это прямой путь к шлагбауму и ссорам.
Позже я напишу о всевозможных вариантах получить право проезда к своему участку по чужим землям и проблемам, которые при этом могут возникнуть.
Дополнительно рекомендую почитать подборку неочевидных проблем, которые возникают при покупке участка:
- ЛЭП
- ГАЗопровод
- Отсутствие воды
А пока - напишите пожалуйста свой опыт. Какие дороги ведут к Вашему участку и почему Вы их выбрали. Подписывайтесь на мой канал, если информация полезна для Вас.
Еще у меня есть телеграм канал с хорошими предложениями по участкам и кратким и емким обзором рынка загородки.