Однажды архивист и краевед Л. С. Кашихин заметил: «Если обозначить на плане Перми все здания, построенные в дореволюционное время по проектам архитектора В. В. Попатенко, то окажется, что они присутствуют почти на всех улицах «старого» города, сохранились до наших дней и продолжают исправно служить новым поколениям»(1). И это действительно так.
Постройки Василия Васильевича Попатенко, став памятниками архитектуры, включены в Государственные списки памятников истории и культуры Пермской области (ныне – края)(2), а это – нормативный документ, составленный на основании Указа Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года и распоряжения губернатора Пермской области от 5 февраля 2000 года, хорошо знакомы многим пермякам, даже тем, кто никогда не интересовался историей родного города.
«Никто точно не знает, сколько всего зданий и сооружений возвёл В. В. Попатенко в Перми. Но и те, что сохранились, если их собрать воедино, могут составить целый город, – писал Л. С. Кашихин. – В. В. Попатенко относится к числу наиболее плодовитых архитекторов конца XIX – начала ХХ веков»(3). Проектировал и строил В. В. Попатенко здания и сооружения различного функционального назначения: училища, больницы, приюты, пожарные части, электростанцию, тюремный замок с церковью, ломбард, а также жилые дома и службы при них – купцам Жирнову, Каменских, Кропачеву, Пузырёву, Соколову, Тупициным и многим другим. Занимался В. В. Попатенко и благоустройством Перми: при нём был устроен водопровод, проведена канализация, замощены некоторые центральные улицы, оборудован велодром за Загородным садом (ныне – сад имени А. М. Горького)(4). По проекту академика архитектуры В. И. Шауба он осуществлял строительство каменного здания городского театра(5).
Работал зодчий в так называемом стиле «рационального модерна» и в «стилях» эклектики – «кирпичном» и «русском», – эстетическая значимость и художественная ценность которых долгое время принижались историками искусства и архитекторами, отказывавшими эклектизму в художественной самостоятельности(6). История всё расставила по своим местам. Постройки В. В. Попатенко ярки, выразительны, «выносливы», если уместно такое выражение, они запоминаются, придают отдельным уголкам нашего города неповторимость и ощущение уюта. «Архитектурное наследие конца XIX– начала XX веков играет выдающуюся роль в формировании облика Перми как исторического города, – отмечает архитектор Г. Д. Канторович, имея в виду и творчество В. В. Попатенко. – Многие здания своим убранством, орнаментом, деталями служат эталонами мастерства местных архитекторов и строителей, вдохновляют современных зодчих на продолжение созидания, на реализацию нового архитектурного мышления XXI века»(7).
Что же сохранилось в Перми от многочисленных построек В. В. Попатенко?
В первую очередь необходимо назвать здания училищ. Пермякам хорошо известно Екатерино-Петровское училище на улице Большевистская, 71 (ныне здесь – Пермское музыкальное училище). А в здании Алексеевского (Насоновское) женского училище на улице 25 Октября, 47, находится городская детская клиническая больница № 9, в Стефановском городском начальном училище на улице Ленина, 7, – Пермское музыкальное педагогическое училище № 2 имени Д. Б. Кабалевского, в бывшем Алексеевском реальном училище на улице Луначарского, 24, – Пермский авиационный техникум имени А. Д. Швецова.
На улице Плеханова, 36, в 1913–1915 годах В. В. Попатенко построил госпиталь. В этом двухэтажном здании из красного кирпича располагается урологическое отделение городской клинической больницы № 2. Продолжает служить людям трамвайное депо, возведённое в 1913 году (это на улице Кирова,11), в нём размещаются ремонтные мастерские. В том же ряду стоит пожарная каланча на улице Куйбышева, д.11, здесь базируется пожарная часть № 1 Ленинского района города Перми. Помещение общественной богадельни со встроенной церковью святого Симеона Верхотурского с колокольней на улице Пушкина, 83, занимала областная медицинская библиотека, а в здании губернского детского приюта на углу улицы Ленина и Комсомольского проспекта принял студентов Уральский филиал Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Хотя утрачено, к большому сожалению, многое, но это далеко не полный перечень зданий и сооружений, построенных В. В. Попатенко в Перми, которые сохранились до наших дней(8).
Основные сведения о жизненном пути В. В. Попатенко известны от дочери архитектора, преподавательницы Пермской Мариинской женской гимназии Эмилии Васильевны, в последние годы жизни принявшей монашеский постриг. Взяв за основу послужной список отца, она составила его биографию, которая хранится в Государственном архиве Пермского края в фонде-коллекции пермского краеведа А. К. Шарца(9) .Что можно узнать из этого документа?
Василий Васильевич Попатенко родился в 1841 году в городе Керчи. В 1864 году окончил курс Петербургского института гражданских инженеров со званием архитекторского помощника и с чином коллежского секретаря, что соответствовало десятому классу Табели гражданских чинов. Начав служебную деятельность в Крыму, в Таврической губернии, в строительной и дорожной комиссии, он в 1865 году перевёлся в Петербург, где выполнял частные подряды, позже служил младшим инженером в транспортно-строительной комиссии в Рязани, а в 1870 году занял должность земского и городского архитектора в городе Скопине, одном из древнейших городов Рязанской губернии, который расположен на отрогах Среднерусской возвышенности на левом берегу реки Верда, входящей в бассейн Оки.
Через три года судьба забросила В. В. Попатенко на берега Камы. С 1874 года его жизнь и творческая деятельность навсегда связаны с Пермью. Принятый на должность младшего архитектора строительного отделения Пермского губернского правления, он активно занимался обширными строительными работами, а в 1878 году его назначают губернским архитектором, на этом посту В. В. Попатенко проработал до выхода на пенсию в 1912 году. Будучи деятельной натурой и благожелательным человеком, В. В. Попатенко обладал доверием у своих заказчиков, а у коллег – инженеров, архитекторов, строителей – пользовался авторитетом. Не удивительно, что он был участником съезда русских зодчих в 1892 году, избран действительным членом Пермского отделения Русского технического общества, состоял почётным членом пермского губернского попечительства детских приютов.
В этой связи любопытен факт, о котором упоминает Л. С. Кашихин: «В 1917 году сильно нуждавшийся архитектор, живший на мизерную пенсию, попросил городскую думу заплатить ему за проектную документацию на здание Екатерино-Петровского училища, выполненную им по договорённости с городским головой И. К. Суслиным в свободное от службы время. И городская дума пошла ему навстречу, постановив выплатить архитектору за эту работу две тысячи рублей, хотя со времени постройки здания прошло около двадцати лет. Здание училища было настолько хорошо построено, что большинству членов думы не хватило духу отказать ему». И далее Л. С. Кашихин приводит обширную цитату из журнала заседаний Пермской городской думы: «Гласный Н. А. Бояршинов засвидетельствовал, что здание училища построено великолепно, вентиляция и отопление прекрасные, теперь при занятиях в две смены всегда воздух чистый, амосовские печи действуют прекрасно и требуют сравнительно мало топлива…»(10) .
Скончался В. В. Попатенко 9 (22) января 1920 года от крупозного воспаления лёгких. Похоронили его на Егошихинском (старом православном) кладбище в Перми, неподалёку от Успенской церкви. Со временем место его последнего упокоения затерялось среди множества безымянных и разорённых могил, разрушенных памятников, скрылось в густых зарослях кустарника. Но, к счастью, не кануло безвозвратно в Лету. Благодаря изысканиям краеведа С. А. Торопова, который начал это благородное дело и во время экскурсий по кладбищу показывал предполагаемое её место, и журналиста В. Ф. Гладышева, продолжившего поисковую работу (он нашёл старожила Перми, Александра Константиновича Голубева, который в меру своих сил ухаживал за могилой В. В. Попатенко), удалось установить её местонахождение. И вот 3 октября 2002 года, во время городской акции «Общая память»(11), в оградке, там, где похоронены дочь Василия Васильевича и его близкие, при поддержке фирмы «Статим» установлен деревянный крест с лаконичной надписью «Архитектор В. В. Попатенко. 1841–1920». Это добрый знак! Следовательно, потомки не забыли человека, которого, без всякого преувеличения, называют строителем Перми, значит, помнят его, кто создавал неповторимый облик нашего города.
______________________________
1 Кашихин Л. С. Наследство зодчего // Вечерняя Пермь. – 1987. – 18 ноября.
2 Государственные списки памятников истории и культуры Пермской области: Издание официальное. – Пермь, 2001. – С. 136-144.
3 Кашихин Л. С. Наследство зодчего // Вечерняя Пермь. – 1987. – 18 ноября.
4 См.: Кашихин Л. С. Попатенко Василий Васильевич: [Мат-лы к Урал. истор. энциклопедии. Рукопись] // Фонд Л.С. Кашихина в личном архиве автора статьи В. С. Колбаса. См. также: Звагельская В. Е. Попатенко Василий Васильевич // Уральская историческая энциклопедия. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Екатеринбург, 2000. – С.431. Сразу замечу, в статье В. Е. Звагельской несколько неточностей и, видимо, опечаток: ошибочно указан год смерти В. В. Попатенко 1910-й вместо 1920 года и фамилия купца Жирнова, Р. К. Карвовскому и В. В. Попатенко приписано авторство проекта каменного здания театра (старого) в Перми.
5 Рафиенко Л. С. Свод памятников истории и культуры Пермской области и ошибки в краеведческой литературе второй половины ХХ века // Страницы прошлого: Избр. мат-лы краев. Смышляевских чтений в Перми. – Пермь, 2001. – Вып. 3. – С.129.
6 По вопросу о том, в каком архитектурном стиле – эклектике или модерне – работал В. В. Попатенко, в среде исследователей нет единодушия. Ср.: Звагельская В. Е. Попатенко Василий Васильевич // Уральская историческая энциклопедия. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Екатеринбург, 2000. – С.431; Канторович Г. Д. Архитектура Перми на рубеже XIX – XX веков // Пермское Прикамье в истории Урала и России (мат-лы Всеросс. науч. конф.). – Березники, 2000. – С. 280; Кашихин Л. С. Наследство зодчего // Вечерняя Пермь. – 1987. – 18 ноября; Терёхин А. С. Архитектура Прикамья XVI– XIX вв. – Пермь, 1970. – С. 42; он же. Пермь: Очерк архитектуры. – Пермь, 1980. – С. 46; и др. См. также общую работу об уральском модерне:Звагельская В. Е. Архитектура модерна на Урале // Из истории художественной культуры Урала. – Свердловск, 1988. – С. 63-69.
7 Канторович Г. Д. Архитектура Перми на рубеже XIX – XX веков // Пермское Прикамье в истории Урала и России (мат-лы Всеросс. науч. конф.). – Березники, 2000. – С. 281.
8 См.: Государственные списки памятников истории и культуры Пермской области: Издание официальное – Пермь, 2001. – С.137-144; Памятники истории и культуры Пермской области. – Т. 2: Памятники истории, архитектуры и искусства. – Пермь, 1993. – С. 11,15-16,20,24,26,39-40,44,47-48,60. К сожалению, в этих книгах множество ошибок, опечаток и пропусков. Поэтому не все здания, построенные В. В. Попатенко, в них указаны.
9 Государственный архив Пермского края. Ф. р-790. Оп. 1. Д. 3360. Л. 1-2. Далее биография В. В. Попатенко излагается по этому документу и по статье Л. С. Кашихина, который в своей работе помимо этого архивного источника использовал и другие материалы. См.: Кашихин Л. С. Наследство зодчего // Вечерняя Пермь. – 1987. – 18 ноября.
10 Кашихин Л. С. Наследство зодчего // Вечерняя Пермь. – 1987. – 18 ноября.
11 Об общегородской акции «Общая память» см.: Гладышев В. Ф. Город принял // Вечерняя Пермь. – 2002. – 17 октября. – С. 15; он же. Наша общая память // Вечерняя Пермь. – 2002. – 3 октября. – С.14; он же. Работы хватит всем // Вечерняя Пермь. – 2003. – 27 февраля. – С. 14; Добровольцы, берите город в свои руки: [Буклет]. – Б. м., б. г. – С.7; «Общая память» [–] общегородская акция: [Листовка]. – Б. м., б. г.; Худеньких С. Расчистить дорогу // Пермские новости. – 11 октября. – С.15; и др.
Опубликовано: Колбас В.С. И медлит времени теченье… (Пермь, 2018). С.5-9.