Ещё один российский город лишился электрического транспорта. Новость о снятии троллейбусов в Костроме разлетелась далеко за пределы Поволжья. Жители обращаются по видео и к президенту России, и к Председателю Следственного комитета. В чём же причина такого негодования и какие перспективы у города без «рогатого» транспорта? Вместе с экспертами разбирался корреспондент transportSpb.
Транспортная реформа в городе на Волге началась в октябре 2022 года. В ноябре власти заявили что летом, с началом 2-го этапа реформы, горожан ждут улучшения в работе городского транспорта. Тогда было заявлено, что город закупит новые вместительные автобусы, запустит вечерние рейсы и изменит некоторые маршруты. Не забыли власти и о троллейбусах. На тот момент они утверждали, что от электротранспорта не собираются отказываться. Единственный маршрут, который планировалось отменить – №6. О состоянии троллейбусов отчитывался заместитель начальника Управления городского пассажирского транспорта Администрации г. Костромы Андрей Елисеев: «К сожалению, мы не можем выпускать на линию больше троллейбусов, чем у нас сейчас есть. Главная причина – устаревание подвижного состава, с одной стороны, а с другой – естественный уход водительского состава на заслуженный отдых, на пенсию. Ещё раз подчеркну, что отмену троллейбусных маршрутов мы сейчас не рассматриваем».
Фото - Владислав Мигулёв
Но к весне 2023 года мнение властей резко и кардинально изменилось. Заместитель губернатора Юрий Маков в комментарии местному телевидению заявил, что провисшие провода, ржавые опоры, на которых держится троллейбусная сеть, особенно в исторической части города, портит внешний вид города. А для замены требуются время и большие финансовые вложения, но вопрос с улучшением транспортного обслуживания костромичей надо решать уже сейчас.
Содержание троллейбусов обходится городскому бюджету в 120 миллионов в год. На замену сети, установку новых тяговых подстанций, без учета покупки новых машин, требуется 2 миллиарда. Исходя из количества перевозимых троллейбусами пассажиров, эти затраты вряд ли когда-то окупятся. Избавление от троллейбусов и переход на автобусы такой же вместимости ощутимо сократит затраты Костромы.
Александр Морозов, научный руководитель Центра развития транспорта общего пользования РУТ (МИИТ), не согласен с такой точкой зрения. Он объяснил, что в соответствии с расчетами, произведенными на основании Приказа Минтранса России №351 об определении начальной максимальной цены контракта на перевозки, при пассажиропотоках свыше 400 пассажиров в час (в сечении маршрута) троллейбус является наиболее экономичным видом транспорта, причем экономия достигает 15%. Для такого города как Кострома, стоимость транспортной работы – то есть пробега подвижного состава на маршрутах по заданному расписанию - может составлять около 2-3 миллиарда рублей в год. С учетом охвата города троллейбусной сетью, при использовании троллейбусов с автономным ходом более половины перевозок может осуществляться именно троллейбусным транспортом. То есть транспортная работа на 1,5 миллиарда рублей может осуществляться с экономией около 15%, что составляет 225 миллионов рублей в год. Таким образом, даже если бы действительно требовались вложения в размере 2 миллиарда рублей, они окупились бы всего за 8 лет.
Фото - Владислав Мигулёв
Он также отметил, что сумма в размере 2 миллиарда рублей является сильно преувеличенной.
«Если мы детально изучим состояние инфраструктуры, то, конечно, вся эта сеть появилась и ремонтировалась не одномоментно 15 лет назад: участки строились постепенно, поэтому и ремонт их производился в разное время – есть участки изношенные, а есть и в почти идеальном состоянии, ведь предприятие каждый год ремонтировало определенные участки сети. Поэтому те самые миллиарды не нужно тратить прямо сегодня», - прокомментировал Морозов. По мнению эксперта чтобы привести сеть в порядок нужно потратить, предположительно, не больше 100 миллионов в год. Экономия в этом случае составит 225 миллионов в год, то есть вложения в троллейбус являются прибыльными.
Всего действующих машин в городе около 25, их них около 20 – сравнительно новые машины 2009-2013 годов, не отработавшие ещё и 15 лет. «Никакой жесткой потребности немедленно обновлять троллейбусы нет – достаточно закупать в год по 3-4 машины, расходуя по 75-100 миллионов рублей. При таком темпе весь парк может быть обновлен всего за 6 лет», - объяснил эксперт. Александр обращает внимание, что исходя из экономии затрат на транспортную работу в 225 миллионов рублей, в эту стоимость входят: обновление инфраструктуры стоимостью 100 миллионов рублей, закупка подвижного состава на 100 миллионов. Город бы получал дополнительную экономию +25 миллионов рублей по сравнению с теми деньгами, которые теперь уйдут на обслуживание маршрутов автобусами, при этом уже через 6 лет вся инфраструктура и подвижной состав были бы в хорошем, обновленном техническом состоянии.
Фото - Владислав Мигулёв
В мае губернатор Костромской области сообщил, что жителям не стоит расстраиваться из-за отмены троллейбусов. В будущем планируется покупка экологически чистых и удобных электробусов.
Мы поинтересовались у Александра насколько это эффективно для транспортного движения в городе. Эксперт объяснил, что в соответствии с расчетами, произведенными на основании Приказа Минтранса России №351 об определении начальной максимальной цены контракта на перевозки (с учетом предположений по аналогии с троллейбусом, т.к. электробусный транспорт в Приказе отсутствует), электробусы с зарядкой на конечных остановках являются на данный момент экономически неэффективными, так как стоимость их эксплуатации (с учетом обновления подвижного состава и содержания энергохозяйства) на 30% дороже, чем по троллейбусному транспорту.
«Проблема не только в высокой стоимости самих электробусов и необходимости в замене аккумуляторов, но, главным образом – в простое на конечной. Вместо того чтобы возить пассажиров, электробус на конечной «делает зарядку» - то есть простаивает по 10-15 минут на каждый рейс - поэтому для компенсации этого простоя приходится приобретать дополнительные единицы техники. Например, при интервале движения в 3 минуты на маршруте нужно будет примерно на 25% больше подвижного состава, чем для троллейбуса», - прокомментировал Александр.
В стране прослеживается общая негативная тенденция замены электротранспорта на автобусы. Достаточно вспомнить недавнюю историю с закрытием трамвайной сети в Усть-Илимске. Чтобы вникнуть в суть вопроса и понять причины отказа от троллейбусов, редакция обратилась к начальнику центра развития городских транспортных систем Российского университета транспорта Владимиру Пащенко. Как объяснил эксперт, сравнивать следует троллейбус и автобус, как средства передвижения из одной исторической эпохи и одного назначения в схожей комплектации. Выгода от использования того или иного вида транспорта заключается не только в финансовой прибыли, но и в чистоте воздуха и комфортной поездке для пассажиров. «Ну а с точки зрения логики экономики транспортной системы нужно смотреть на жизненный цикл транспорта, это 15 либо 30 лет. Долгий срок службы и низкие эксплуатационные затраты дают троллейбусу преимущество по себестоимости транспортной работы», - объясняет эксперт. Также Владимир объяснил, что такое решение, как ликвидация троллейбуса, для города может обернуться деградацией транспортной системы, отказом от шанса построить эффективную и экологически безопасную транспортную систему. «Пассажиры могут и не почувствовать изменений, но как правило на замену троллейбусу приходит не что-то высокоорганизованное с высоким качеством услуг, а маловместительные и загрязняющие воздух микроавтобусы», - прокомментировал эксперт.
Для Костромы 30 июня стало последним днём работы троллейбусов в городе. Этой осенью и горожане, и работники уничтоженного электротранспорта готовились отметить 50-летний юбилей с запуска первого тестового троллейбуса в Костроме. Он проследовал из троллейбусного парка по проспекту Мира до перекрестка с улицей Князева — там было разворотное кольцо, а затем ехал обратно в депо. Первые два регулярных маршрута в городе запустили в январе 1974 года.
Возникает логичный вопрос: неужели положение дел настолько ухудшилось, что власти приняли решение о ликвидации? Снятие троллейбусов с линий Владимир называет следствием вполне определённой политики, которая, в свою очередь, отражает тот или иной набор ценностей местных элит. Если общественный транспорт воспринимается как малозначимый, то ожидаемым решением будет работа транспорта до того момента пока он не износится, а позже ликвидация.
После отказа городских властей от троллейбусов, начались разговоры о передаче отстраненной техники в Киров на материальной основе. По словам эксперта Александра Морозова, такая сделка, даже если бы и состоялась, то не сильно бы пополнила бюджет Костромы. «Сам город получал часть своих троллейбусов как бывших в эксплуатации в Москве, почти даром. Сейчас большинство городов предпочитает покупать современный низкопольный подвижной состав; оставшиеся – уже взяли бывшие в эксплуатации троллейбусы в Москве, поэтому остаточная стоимость костромских троллейбусов на рынке будет крайне низкой – в несколько раз ниже, чем реальная польза, которую эти троллейбусы могли бы принести при продолжении работы на улицах Костромы», - справедливо заметил эксперт.
Возможно ситуация прошла бы бесследно и никто кроме транспортных экспертов и любителей не узнал о случившемся. Но местные жители активно привлекают внимание властей к снятию троллейбусов в городе.
«Я думаю, что жители просто устали от такого отношения к себе. Цены на проезд постоянно повышаются, а качество предоставляемых услуг - нет. Местным властям, откровенно говоря, наплевать на эти проблемы», - объяснил реакцию житель Костромы Никита Смирнов.
Толпа пассажиров ждет автобус. Фото: портал kostroma.today
Раньше Никита нечасто пользовался троллейбусами, но признаётся, что их отсутствие стало заметным. «Добираться до многих районов города стало ещё труднее. Автобусы вечно переполнены, водители не останавливаются на остановках и хамят пенсионерам из-за льготных проездных. Сам я частенько иду пешком с работы домой, и это оказывается быстрее, чем нежели ждать свободный автобус по 40 минут», - рассказал молодой человек.
Почему же нынешние власти отдают предпочтение автобусам, а не электрическому транспорту? Как считает Владимир Пащенко, обычно горэлектротранспорт достаётся очередному поколению властей в полуразрушенном состоянии и требует значительных инвестиций. «Здесь сказываются накопленные ошибки всего постсоветского периода развития городского транспорта. Непросто решиться вложить немалые деньги, чтобы отдать долги прошлых лет, а эффект увидеть только в следующем электоральном цикле. В печальной номинации "быстрые решения к важной дате" автобусы однозначно побеждают», - поделился своим мнением эксперт.
Фото - Владислав Мигулёв
Но есть редкие примеры городов, где транспортные власти формулируют цели и задачи системы, ориентируясь на пассажиров, стремясь повысить качество услуг. «В таком случае электрический транспорт большого города всегда найдёт себе достойное место. Пример многих городов показывает, что это возможно, и во многих случаях развитие общественного транспорта идёт с привлечением федеральной поддержки», - объяснил Пащенко.
Редакция transportSpb не знает, что ждёт троллейбус в городе Кострома. Прозвучал ли его финальный приговор, или же жителям удастся вернуть этот славный вид транспорта на улицы любимого города? Мы надеемся на лучший исход событий.
Анастасия Печурина