О даре духовника старца Порфирия писали многие благодарные ему люди. Это взгляд со стороны.
Удивительно и интересно узнать другую сторону, а именно, взгляд изнутри. Как сам старец Порфирий честно и просто поведал о своем опыте духовника. Описал он это в своей книге «Житие и слова».
Давайте узнаем?
Молодой священник.
Старец Порфирий (тогда он был всего лишь молодым монахом Никитой со святой горы Афон) в 20 лет стал священником. Сам он не хотел этого. Его счастьем было быть простым монахом, творить молитву Христу и добродетельными делами своими проявлять свою любовь к Нему. Он не хотел становиться ни священником, ни, тем более, иерархом.
Но его заметили два опытных иерарха – епископ Фостин и архиепископ горы Синайской - Порфирий III.
Пообщавшись с юношей, узрев в нем великую любовь ко Христу, они рукоположили его во священника в день праздника святого Пантелеймона.
В то время молодому монаху Никите (будущему святому старцу Порфирию) было всего лишь 20 лет. Он не хотел становиться священником, Владыка настаивал. Порфирий смиренно принял это. Послушание Владыке – послушание Христу. Таков был принцип, которым руководствовался молодой Порфирий.
Но это не все. Два года спустя, когда Порфирию исполнилось 22 года, Владыка дал ему новое послушание…стать духовником, исповедовать и наставлять людей на путь Божий.
Молодой духовник.
Порфирий не хотел этого. Он считал себя еще очень молодым для такого ответственного дела. Но и здесь он проявил смирение и послушание. Раз Владыка решил так (а он дан ему Богом), значит так правильно.
Стоит сказать, что несмотря на свои молодые годы, Порфирий знал уже наизусть Новый Завет и Псалтирь, многие молитвы, с упоением изучал жития святых. Имея всего 2 неполных класса начальной школы в своем образовании, Порфирий выучился грамоте, читая, изучая, заучивая святую литературу и размышляя над ней.
Подвизался он тогда в монастыре святого Харлампия на остове Эвбея, Греция.
Туда был направлен со святой горы Афон по причине тяжелой физической болезни. Это был 1925 год. Здесь Порфирий провел 15 лет своей жизни, до 1940 года. Духовником.
Отношение людей к Порфирию как духовнику.
Люди (и монахи, и обычные прихожане), и это было удивительно молодому Порфирию, приходили к нему исповедоваться с радостью.
«Как? – задавался искренним вопросом Порфирий – я еще молод, неопытен, глуп в этой сфере! Как они могут приходить ко мне и так меня воспринимать благодарно, как духовника?».
Порфирий был самокритичен, искренне считая, что не заслуживает такой благодарности людей.
Многие люди, приходившие к нему, были намного старше его, имея больший жизненный опыт. Но шли к нему на исповедь, благодарили его.
Много благодарных исповедующихся.
К молодому Порфирию шло огромное количество людей. Просто огромное. Исповедь происходила на втором этаже храма. На него вела большая лестница. На этой лестнице располагалось очень много народа, ожидавших своей исповеди. Когда люди уходили с нее, то с благодарностью говорили о Порфирии: «Этот человек – сердцеведец». Среди людей, приходивших к нему в те годы, было больше албанцев, нежели греков.
Распорядок его исповеди
Вот как сам Порфирий описывает свой распорядок в те годы:
«Я исповедовал день и ночь. То есть начинал я рано утром, продолжал целый день, следующую ночь, потом весь следующий день, а потом вторую ночь без перерыва. Двое суток без еды». (Преп. Порфирий Кавсокаливит (Баирактарис) «Житие и слова»).
Что поддерживало его?
Святой так говорил об этом: Бог просветил его сестру и она подкармливала его. Порфирий не просил ее, не рассказывал о своих трудностях. Сестра догадалась, догадкой от Бога, и стала приносить ему молока. В перерывах Порфирий пил немного молока…и все. Снова за работу.
Почему он пил молоко, ведь это не постный продукт? Таково было благословение его духовников. Порфирий был направлен со святой горы Афон в Эвбею в связи с болезнью и был на грани смерти, сильно похудел: кожа да кости. Ему было дано разрешение пить молоко и есть мясо. Порфирий не злоупотреблял этим и не набрасывался на пищу как коршун. Ел умеренно.
Как проводил исповедь Порфирий?
Он задавал вопросы исповедующимся. Он искренне интересовался каждым приходящим к нему. Он не стоял «молчаливой березкой». Люди любят, когда интересуются ими, проявляют заботу о них, пытаются их понять, помочь им. Порфирий совершал это от души
- Сколько тебе лет? С кем живешь? – спрашивал Порфирий у приходящих. Люди отвечали.
Далее он задавал другие вопросы:
- Где ты учился? Чем занимаешься? Как долго не исповедался? Как долго не причащался?
Вроде бы простые вопросы, но Порфирий внимательно слушал ответы. Нередко люди, после этих вопросов, начинали охотней рассказывать о себе.
Например, «живу один, страдаю от одиночества». Или, «не учусь, но хочу учиться, не пойму чему». И так далее.
В зависимости от того, что говорили ему люди, он начинал беседовать с ними. Люди в очереди не возмущались, спокойно ждали.
Порфирий спрашивал, например:
-Брат, что ты вспоминаешь сейчас? Что, как ты чувствуешь, отягощает твою душу, твою совесть? Какие совершил прегрешения, в какие впал грехи?
Человек начинал вспоминать, Порфирий помогал ему. Так проходила исповедь. Она не была формальной, но теплой и глубокой.
Ошибки, которые совершал молодой Порфирий.
Об этих ошибках сказал сам Порфирий, честно делясь своим опытом, без приукрас.
Перед ним, во время проведения исповеди, лежала (в качестве настольной) книга святого Никодима Святогорца «Руководство к исповеди».
Порфирий пользовался ей, как прямым буквальным руководством к действию для себя как духовника. Ведь он был неопытен в этой сфере. Ну, поведал ему человек грехи – что дальше - то делать? Вот тут он прибегал к руководству святого Никодима. Буквально, по неопытности. И это было корневой и существенной ошибкой.
Пришел к нему человек, поведал страшный грех. Порфирий посмотрел в руководство и назначил человеку епитимию…18 лет не причащаться. Ходить на исповеди, работать над собой, посещать богослужения, читать святых, но не причащаться. А еще назначил ему (в соответствии с руководством святого Никодима) класть по 100 поклонов в день.
Через год приходит этот человек. И на вопрос, когда он исповедовался отвечает, что в прошлом году. Сказал, что Порфирий наказал ему делать 100 поклонов в день, но он их не делал.
-Почему? – спросил Порфирий
-А зачем, если ты сказал мне, что я на 18 лет отлучен от причастия? Если я осужден, не спасусь и должен пройти эти муки, то зачем мне делать все остальное?
И если б это был один человек! Нет. Многие, на которых он наложил епитимию, приходили к нему на исповедь через время и говорили такие слова недоумения. Что-то не так.
Порфирий понял, что буквальное следование закону – губительно. И стал искать, с Божьей помощью, как правильно ему поступать, чтобы спасать души людские. И тут он обретает догадку через постижение правила святителя Василия Великого.
Правило Василия Великого.
Оно гласит следующее:
«Принявший власть разрешать и вязать, не будет достоин осуждения, когда, видя крайне усердное исповедание согрешившего, соделается милостивее, и сократит епитимию. Поелику повествования Священного писания показывают нам, яко с большим подвигом исповедующиеся скорее получают Божие милосердие».
Это правило святителя Василия меняет тактику исповеди молодого Порфирия. Он обретает разумение, как спасительно исповедовать людей.
Какие это принесло изменения?
Осознав свою ошибку молодой Порфирий стал побуждать людей читать Священное Писание, каноны святым, молитвы, делать поклоны. И люди стали постепенно воцерковляться.
Запрет и наказание – не те способы, которые помогают христианской жизни. Они либо отчуждают людей от Бога, либо приводят в недоумение. Надо предложить другой способ. Тот, который смягчит сердца людей и через это откроет им Бога. Христос в любви и милости, а не в страхе, злобе и недоумениях.
Что стал замечать Порфирий?
Что сердца исповедующихся стали смягчаться. Они сами захотели поститься, подвизаться, желали познать Христа.
Что понял Порфирий?
Он понял тогда, что, когда кто-либо познает Христа, возлюбит Его и будет возлюблен Им, тогда все становится прекрасным, святым, радостным и легким.
Послесловие.
Чтобы познать Бога и полюбить его, как показал опыт проведения исповеди старцем Порфирием, надо не наказанием испытывать людей. Надо помочь им изучать Бога, читать и думать о Нем, подмечать Его действия в своей жизни. Это быстрее научит человека спасительному покаянию, исповеди. Бог же, через все это, подаст человеку улучшение его жизни: просвещение ума Светом Божьим, смягчение сердца Любовью Божьей, перехода от бессмысленных действий в духовном жизни (потому что так надо, не понимая почему и зачем) к действиям благословенным и благодатным (со спасительным смыслом и пониманием).
А это и нужно в христианской жизни.
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.