Роман «Оно», пожалуй, является одним из самых известных произведений Стивена Кинга и надолго оставляет в памяти зловещую историю о семерых подростках, борющихся с древним злом, которое часто предстает в облике жуткого клоуна. Если в детстве экранизация романа ввергала меня в ужас, то сейчас, снова вернувшись к ней, я открыла для себя много скрытых смыслов и интересных символов и закономерностей, лежащих в психологической плоскости. Чем, собственно, и хочу поделиться.
Первое, что немного подверглось моей переоценке, это сама концепция темного злого начала, питающегося страхами детей и принимающего разные воплощения в зависимости от этих страхов. Как описано в произведении, взрослые это зло увидеть не в состоянии, и «Оно» лишь может, манипулируя, использовать их как средство совершения своих преступлений. Смысл этого, на первый взгляд, абсолютно понятен: дети более уязвимы, беспомощны, внушаемы, подвержены фобиям и вере во все мистическое, нежели взрослые. И «Оно» в таком случае не что иное, как олицетворение страшного содержания этой тонкой, ранимой детской психики.
Но если посмотреть немного под другим углом, то эта злая сущность представляется не столько универсальным воплощением детских фобий, сколько метафорой травматичного опыта, влекущего за собой и подчиняющего жизни. Влияние этого опыта, как мы видим, распространяется и на взрослую жизнь: вытесненный (главные герои, повзрослев, забывают о нем), он все равно продолжает жить внутри и в какой-то момент проявляет себя и зовет встретиться с ним снова.
Фраза Пеннивайза, несколько раз появляющаяся в произведении - «Пойдем со мной и тебе никогда не придется взрослеть» - будто подчеркивает: если травма подчинит тебя, возьмет над тобой власть, ты не сможешь расти, развиваться и навсегда застрянешь в этом детском беспомощном состоянии. Другая реакция на травму, раскрытая в романе и имеющая место в реальной жизни – оцепенение, диссоциация, замирание. Помните «мертвые огни» Оно, вызывающие паралич жертвы?
Факт, что другие взрослые «Оно» видеть не могут, на мой взгляд, также имеет свое значение. Возникает вопрос: они не могут или не хотят видеть? Ведь действительно, взрослые предстают в романе равнодушными и порой даже жестокими. Они не обращают должного внимания на многочисленные убийства детей, происходящие в городе, и холодно, беспристрастно наблюдают за сценами насилия и издевательств, которые терпят главные герои от кучки местных хулиганов. Отдельно стоит упомянуть и родителей членов «клуба неудачников» - они, как и другие, кажется, не особо обеспокоены состоянием своих детей, а в некоторых случаях сами являются причиной их проблем, источником травматичного опыта. Особенно ярко это проявляется в судьбах Билла, Беверли и Эдди.
У Билла мы замечаем равнодушных холодных родителей, которые совсем замыкаются в себе после смерти младшего сына - Джорджи. Непережитая потеря и отстраненность родителей приводят к формированию у маленького Билла «вины выжившего». Во взрослом возрасте Билл сублимирует травматичные переживания и становится популярным автором хорроров. Когда «Оно» напоминает о себе, к Биллу возвращается заикание и он снова сталкивается с едким чувством вины, буквально воплощенным в образе маленького младшего брата, обвиняющего его в собственной смерти. Сталкиваясь лицом к лицу с этим чувством и осознавая, что он не был виновен в смерти брата, в финальном эпизоде Билл «исцеляется». Более того, Кинг будто бы дает Биллу шанс прожить ту же травмирующую ситуацию заново: не с братом, а с собственной женой. Но на этот раз герой оказывается способен овладеть ситуацией и спасти близкого человека.
Семейная среда Эдди также не самая благоприятная: тревожная, гиперопекающая мать, взращивающая в своем сыне ипохондрию, неуверенность, обсессивно-компульсивное расстройство. Мальчик страдает астмой, имеющей психосоматическую природу и явно являющейся следствием такого воспитания. Уже взрослый Эдди, так и не сепарировавшийся от матери, находит похожую на нее жену и до сих пор болезненно бдит за собственным здоровьем. Примечательно, что именно Эдди в конце книги, сталкиваясь с паучихой – одним из обличий «Оно» - погибает. Дело в том, что паук, если опираться на работы Фрейда и Юнга, может являться образом всепоглощающей, ужасной матери. И вспоминая историю Эдди, задаешься вопросом: не может ли его смерть символизировать безуспешную попытку сепарироваться от матери и обрести независимость?
Если же говорить о Беверли, то она и вовсе все свое детство сталкивалась с физическим и, вероятно, сексуальным (на что намекается в книге) насилием от собственного отца. Этот травматичный паттерн взаимоотношений неосознанно воссоздается и во взрослом возрасте: Беверли вступает в отношения с жестоким мужчиной, избивающим ее. Через какое-то время она осознает эту взаимосвязь и бросает тирана, дав ему отпор.
Так, мы видим, что герои проходят определенный путь борьбы с собственными демонами. Травмы не отпускают их, напоминают о себе и вынуждают столкнуться с ними вновь. Кинг описывает разные исходы этой борьбы: кто-то исцеляется, другие же не выдерживают давления и навсегда остаются жертвами собственного прошлого, от которого отчаянно бегут. И в то же время автор описывает «инструменты», помогающие на этом пути: веру в собственные силы, опору в виде близких людей и мужество, позволяющее вопреки страхам встретиться с этой болезненной, темной частью себя, заново переосмыслить свой опыт и двигаться вперед – к более осознанной и наполненной жизни.
P.s. Если вам понравилась статья, буду рада вашей подписке на мой тг-канал о психологии - там больше интересного!