Если пути-дороги привели вас в подмосковный Клин, зайдите в небольшой серенький домик – Музей Гайдара, вряд ли вы поедете сюда специально. Но, если попадёте, не пожалеете.
В статье мне хочется, прежде всего, рассказать о впечатлениях и чувствах, вызванных посещением музея, поэтому я постараюсь не перегружать её фактами биографии Аркадия Гайдара.
Много пишут о том, что нынешнее и предыдущие поколения (начиная с 90-х годов XX века) не знают имени и творчества Гайдара. Это не совсем так. Всё зависит от семьи, где любят его книги, от учителя. В школьной программе есть произведения писателя, и, уверяю вас, они нравятся нынешним школьникам. Это я могу сказать как школьный учитель. Два года назад я взяла 5 класс, довольно сложный, потому что в нём было 19 мальчиков. И строить наши взаимоотношения (а класс был вновь собранный по составу) мы начали с чтения и обсуждения повести А.П. Гайдара «Тимур и его команда», выделив для себя главные ценности: дружбу, взаимовыручку, ответственность за принятые решения, помощь тем, кто в ней нуждается. Ребята с интересом прочитали книгу, посмотрели художественный фильм 1941 года, а потом ещё с большим удовольствием посмотрели спектакль в Центре Драматургии и Режиссуры, поставленный выпускниками-вгиковцами. Это для тех, кто считает, что Аркадий Гайдар как писатель списан в запас.
Кстати, повесть «Тимур и его команда» написана в Клину в 1940 году, как и другие прекрасные произведения: "Судьба барабанщика", "Чук и Гек", "Комендант снежной крепости". Клин стал родиной тимуровского движения, здесь и сейчас действует 19 тимуровских отрядов. Например, именно тимуровцы помогают поддерживать в порядке территорию музея, чудный сад вокруг дома.
Теперь о музее. В этом доме А.П. Гайдар провёл последние годы своей жизни – с 1938 по 1941. Отсюда он ушёл на фронт, где погиб в октябре 1941 года в возрасте 37 лет. Помните стихи Высоцкого:
С меня при цифре 37 в момент слетает хмель.
Вот и сейчас – как холодом подуло:
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль,
И Маяковский лег виском на дуло…
А Гайдар пал смертью храбрых, и ему было ТОЛЬКО 37 лет. Загадочна история того, как писатель оказался в Клину: якобы ехал мимо, увидел симпатичный город, утопающий в зелени и снял угол в небольшом домике, а потом влюбился в дочь хозяйки и остался насовсем. В песне о Гайдаре моего пионерского детства пелось: "Только в борьбе можно счастье найти..." А Гайдар, похоже, искал счастье в тихом семейном уголке.
Как мне представляется, дело было так. 1938 год. Повсюду идут аресты, расправы. Над Гайдаром тоже сгущаются тучи. Как человек, воевавший с 15-летнего возраста и абсолютно искалеченный войной, Аркадий Петрович тонко чувствовал опасность, он просто спрятался от «машины государства» в городе, который так напомнил ему родной Арзамас – единственное место, где совсем немного, всего 5 лет, он прожил счастливой, мирной жизнью.
Немного о музее. В нём два «зала» - две небольших комнатки. В одном – мемориальном – воспроизведена обстановка, в которой здесь жил писатель, собраны важные, интересные документы.
В другом «зале», литературном, экспозиция посвящена литературному наследию А.П. Гайдара.
Здесь два интересных угла (в буквальном смысле этого слова): один посвящён повести «Тимур и его команда».
А другой – товарищам по оружию в партизанском отряде: Гайдар попал в окружение, примкнул к партизанам и погиб, успев предупредить товарищей о засаде, крикнув: «Немцы!»
Теперь о чувствах, которые вызвал у меня музей. С одной стороны, увидев документы, книги, поделки детей, я словно снова вернулась к старому другу, товарищу юности, ведь на добрых книгах Гайдара выросло не одно поколение детей в нашей стране.
С другой стороны, всё в музее из прошлого XX века, а жизнь давно убежала вперёд. На Яндексе наряду с десятками отзывов, в которых хвалят квалифицированных энтузиастов-экскурсоводов, немало таких, в которых говорится, что уже давно пора заняться обновлением экспозиции, что музей, предназначенный прежде всего молодому посетителю, должен быть оформлен и оснащен иначе. А один из откликов и вовсе совпадает со словами, сказанными мной сразу после выхода из музея:
Чувство горечи было и по поводу судьбы Аркадия Гайдара. Человек прожил 37 лет, 7 с половиной из них он воевал, начал в 14 лет. После ранений и контузии в его терзал «травматический невроз»: его мучили дикие приступы и ужасная головная боль, доходящая до того, что он резал вены и причинял себе увечья, не чтобы покончить с жизнью, а чтобы перебить новой болью невыносимые страдания. И вот человек, с израненным телом и измученной душой, создал такой светлый, такой чистый мир в своих книгах. Мир дружбы и товарищества, веры в лучшее, радости, стремления к счастью. Думаю, это было его единственным спасением, смыслом жизни.
Вернувшись из Клина, я села перечитывать «Школу» и получила истинное удовольствие. Хочу привести слова о войне из этой повести, мне кажется, они очень созвучны нашему времени: «Смерть, конечно, плохо. Но не смертью война плоха, а обидою. На смерть не обидно. Это уже такой закон, чтобы рано или поздно, а человеку помереть. А кто выдумал такой закон, чтобы воевать? Я не выдумывал… Ты не выдумывал, он не выдумывал, а кто-то да выдумал…» Как человеку, изуродованному войной, Гайдару было знакомо это чувство.
Думаю, что название книги "Судьба барабанщика" для Аркадия Петровича было пророческим, ведь жизнь Гайдара - это прямо судьба героя из песни "Старый барабанщик", которую когда-то пронзительно исполнял Серёжа Парамонов с детским хором:
Били - не добили,
Жгли, да не спалили.
Отчего так рано стал ты сед?
По далёким странам
С верным барабаном
Мы прошли, оставив добрый след.
А что вы думаете о судьбе Гайдара? Знаете ли вы его книги? Читают ли их ваши дети? Поделитесь в комментариях!