Найти тему
БГТУ им. В.Г. Шухова

«Я занимаюсь любимой работой, поэтому каждая встреча со студентами для меня — это радость»

Почти полвека — таков профессиональный стаж кандидата экономических наук, доцента кафедры мировой экономики и финансового менеджмента БГТУ им. В. Г. Шухова Галины Гриненко. Галина Петровна работает преподавателем 49 лет, Технолог — первое и единственное место её работы. В интервью Галина Гриненко вспомнила студенческие годы, рассказала о своём преподавательском опыте и назвала главные must have книги для экономистов и менеджеров.

1 из 4
1 из 4

—Галина Петровна, поделитесь секретом, как вам удаётся сохранять бодрость и хорошее настроение в течение дня?

—Я занимаюсь любимой работой, поэтому каждая встреча со студентами для меня — это радость и насыщение энергией. Нет, я не энергетический вампир, но всё же рядом со студентами я молодею.

—Вы работаете в вузе с 1976 года. Можете рассказать, как изменился образ студента за это время?

—Да, в следующем году будет ровно 50 лет, как я работаю у нас в университете. Это единственное место моей работы. Студенты, конечно, меняются — влияет и уровень достатка, и уровень информатизации, и доступность компьютеров. Когда я начинала работать, этого ничего не было, не было компьютеров в таком объёме и доступе. Не было мобильной связи. Поэтому студенты не отвлекались и не могли подсмотреть ответы в своих мобильных телефонах. Мы читали книги, библиотеки были битком забиты. Требовалась работа с источниками, с книгами. Студенты записывались в очередь, чтобы посетить библиотеку. Проще были одеты, не было такой доступности одежды. Не было и такого стремления к макияжу. Это сегодня у нас девчонки приходят на занятия, как на подиум. Поэтому по мере роста благосостояния, по мере роста и развития науки и информационных технологий менялись и студены. Менялись вместе со временем.

—Что сподвигло вас стать преподавателем? Назовите основные причины.

—Вы знаете, моя основная профессия — программист. Но, несмотря на то, что я окончила институт с красным дипломом, работать с компьютером скучно. Ну не по моему настроению это, не по моей натуре. И поэтому желание общаться, наверное, сыграло первую роль. Я пришла сюда работать в вычислительный центр, и когда мне предложили вести практику по математическим методам проектирования, я согласилась. Это был мой первый опыт, когда я вышла к студентам со своими знаниями. Я в этом очень хорошо разбиралась, вообще у меня математический склад ума. Так и пошло, мне это понравилось. Так что покинула я вычислительный центр и перешла на кафедру.

—Ни для кого не секрет, что в Институте экономики и менеджмента большое количество иностранных студентов. Каково это — работать с иностранцами?

—Ой, это безумно интересно! Это новые культуры, новые языки. У них узнаёшь о традициях страны. Они всегда принимают очень активное участие во всех наших конференциях, в праздниках, рассказывают о своей стране. Конечно, сложно сочетать русскоговорящих и иностранцев на одной паре, потому что должна быть разная скорость чтения лекции, разный подход и разные формы общения. И иногда мне даже кажется, что наши русскоговорящие и русские дети из-за этого немножечко недополучают или страдают. Преподавателю приходится тормозить, несколько раз рассказывать. Если бы иностранцев, которые с трудом тебя воспринимают, не было в аудитории, я бы в десять раз быстрее и больше рассказала. А так я себя ограничиваю в скорости и в объёме подачи материала. В общем, есть свои плюсы и минусы.

—Чем вы занимались в студенческие годы? Может, у вас было какое-то хобби?

—Я пришла в институт уже после многих лет занятий художественной гимнастикой. На первом курс я продолжила этот спортивный опыт: вошла в студенческую команду по художественной гимнастике нашего института, выступала по программе кандидатов в мастера спорта. Были даже первые места. Потом, на третьем курсе, меня «перевербовали» на народные танцы. Мне там было очень комфортно. Я училась в Харькове. Мы объездили с нашим танцевальным коллективом, наверное, всю Украину.

—Был ли во времена вашего студенчества такой преподаватель, который оказал на вас сильное влияние?

—Да, была такая женщина. К сожалению, я забыла, как её зовут, потому что прошло 50 лет. Но тем не менее. Она вела у нас практику по математике и была нашим куратором. У нас были очень доверительные, тёплые отношения. Она приглашала нас к себе домой на чай. Мы всей группой приходили к ней, общались, и она нам очень много рассказывала о культурной жизни Харькова. Это был мой первый курс. В Харькове много театров, и с её подачи мы обошли все театры города. А там и оперный театр, и театр русской драмы. Много было интересных мест, которые она нам советовала посещать. Поэтому остались тёплые воспоминания. Она нам организовывала такие праздники. У нас половина класса приехала в Харьков, потому что в Белгороде в то время не было никаких стационарных высших учебных заведений. А заочные были. Кстати, наш институт раньше был заочный, политехнический. Поэтому мы в Харькове были как одни, она для нас стала вот такой мамой.

—Общаетесь ли вы с кем-то из своих одногруппников сегодня?

—А как же! Дело в том, что мы же поступали целым классом. Весь класс был в Харькове. В институте, где я училась, мы были втроём. Рядом в институте ещё человека три было, и в экономическом ещё человек пять. Мы встречаемся, переписываемся в «Одноклассниках», поздравляем друг друга с праздниками. Мы всё знаем о семейном положении друг друга, теперь уже о внуках, потому что у нас у всех уже взрослые внуки.

—Вы помните свои ощущения перед первым занятием, которое проводили в качестве преподавателя?

—Это был ужас. Занятие закончилось истерикой, я убежала из аудитории вся в слезах. Дело в том, что первой группой у меня были заочники, машиностроители. Я пришла в аудиторию, но перед этим я, конечно же, надела мамин костюм с длинной юбкой, мне тогда было 23 года. Я пришла в аудиторию и старалась сделать из себя такую взрослую даму, надела очки побольше. Но, видно, это не очень получилось. Весь этот наряд был, а в голове-то ещё не очень было, так сказать, опыта. И студенты меня начали испытывать на прочность. Они начали задавать каверзные вопросы. Там сидели люди, которые уже много лет отработали на предприятии. Меня загнали в угол вопросами. Ну и всё, я испугалась, расплакалась и убежала. Потом у нас, конечно, взаимоотношения восстановились. Мне пришлось семестр всё равно их учить, мы нашли общий язык, и больше они мне таких проверок не устраивали. Это была закалка, но запомнила я её на всю жизнь.

—Вы делитесь знаниями с большим количеством студентов на протяжении многих лет. А вас студенты чему-то научили?

—А как же! Каждая ваша работа — это для меня открытие. Я ведь не могу знать всё. Поэтому, когда вы углубляетесь в какие-то темы, то находите такую информацию, которую я ещё и не видела. Многому учусь у айтишников. Всё-таки это была моя основная профессия. У меня специальность называлась «организация автоматизированной обработки экономической информации», то есть нас готовили как программистов, но для экономики. Сегодняшние программисты, они же безумно продвинутые люди. Это генофонд нашей нации. Они все такие умные, занимаются самообучением день и ночь. Они всё знают, всё умеют, поэтому каждое их выступление — это наука для меня. Я им рассказываю, как было в 1974 году, а они мне рассказывают, как это сегодня.

—Что является самым трудным в профессии преподавателя?

—Освоении новых дисциплин. Практически каждый год приходится осваивать новые дисциплины, новые формы подачи. Я с сентября начну читать свою дисциплину, связанную с таможней, на английском языке. Мне страшно, мне трудно, несмотря на то, что у меня было опыт чтения лекций по внешнеэкономической деятельности на английском языке. Но это всегда страшно, потому что нет разговорной практики в повседневной жизни. И в данный момент для меня это самое пугающее событие сентября. Как я приду? Как я представлюсь? Как я буду читать? Как я буду с ними общаться? Они не знают английский, и я не знаю его в достаточной мере. И это сложно. Я буду готовиться, буду очень стараться.

—На ваш взгляд, профессии, связанные с экономикой, будут востребованы в будущем или нет?

—Я считаю, что экономисты будут востребованы всегда. Может быть, не в таком объёме, как требовалось раньше, несколько лет назад. Потому что работу, например, оператора в банке, начинают заменять компьютеры, многие функции передаются на автоматизацию. Но для проектирования, планирования и аналитики всё равно требуется голова специалиста. Моя младшая внучка планирует поступать в финансовую академию, сейчас уже в девятом классе активно к этому готовится. Она участвует во всех олимпиадах, которые проводит академия. Сейчас она заняла первое место и в качестве вознаграждения её отправили в лагерь в Крыму, где занятия проводила заместитель министра финансов. Я очень рада, что у меня есть продолжатели.

—Можете назвать три книги или авторов, с которыми должен познакомиться каждый начинающий экономист?

—Начать надо с книги, которая читается на одном дыхании. Автор Ли Якокка, он сам по происхождению итальянец. Но его семья переехала в Америку, поэтому практически всю свою сознательную жизнь он прожил там. Он был менеджером компании Ford. Я его книгу взахлёб читала, для меня это был первый опыт знакомства с зарубежным менеджментом. Книга называется «Карьера менеджера». Дарите своим близким эту книгу. Пускай они посмотрят, как со студенческой скамьи формируется мировоззрение менеджера. Это интересно. Ну, и я очень уважаю книги Майкла Портера по стратегии, они все есть у меня дома. Это настольная книга для стратегического управления. Также читала много работ нашего учёного-экономиста Юрия Яковца. Его работы надо смотреть, Александра Лившица и в целом сегодняшних экономистов, которые тоже пытаются реформировать и настраивать нашу экономику.

—Без чего вы бы не смогли обойтись ни дня?

—Без своей семьи. Дело в том, что волей судьбы я оторвана от них, поэтому живое общение иногда заменяет телефонный разговор. Но мне не хватает ежедневного общения с моими внучками, их у меня три. Одна — художница, вторая сейчас будет поступать, у неё медицинский уклон, и младшая, которая планирует связать жизнь с экономикой. Для меня семья очень важна, без неё не могу. Ежедневное общение с семьёй подпитывает, добавляет радости жизни и дарит стремление жить. Я хочу увидеть своих правнуков.

—В заключение хотелось бы узнать, какой совет вы бы дали молодым людям, которые только начинают свой жизненный путь?

—Жизнь наша очень трудная, особенно сегодня. Для России, для Белгородской области наступили тяжёлые дни. Но не теряйте оптимизма, думайте о лучшем, думайте о мире, о своём совершенствовании. И о том, что всё равно всё будет хорошо!

-2

Беседовала Шапкина Дарья, выпускница ДПО "Цифровые медиакоммуникации"