Старец Паисий Святогорец не раз повторял:
Однако и просить Господа нужно правильно, с искренней верой и упованием на Него. Старец Паисий, в контексте подобных рассуждений, поведал следующую занимательную историю:
«…Мы, православные христиане, освящаем многое – и свои нательные крестики, и воду, и яйца перед Пасхой, и собственные дома…Это перечисление долго можно продолжать!
Но как Вы считаете, может ли освящаться работа, которую мы ежедневно выполняем? И, если да, то каким образом?
У одного моего знакомого сына уволили с работы за прогул. И после этого знакомый, в разговоре со мной, горько сокрушался:
«…Эх, вот если бы мой балбес хоть разок о работе молитву вознёс, то, может, обошлось бы и без увольнения».
Честно сказать, меня подобные рассуждения немало удивили, ведь молитвы – это не какие-то волшебные заклинания. Когда человек молится без подлинной веры в Господа, без души и впопыхах, это уже не молитва, но бессмысленное, пустое бормотание.
Такую «молитву» не услышит ни Господь, ни Матерь Божья, ни Святые. О таких вещах даже верующие детки знают».
По мнению схиархимандрита Илии Ноздрина, православный человек должен как можно чаще обращаться к помощи молитв:
«…Обращайтесь вслух к Ангелу Вашему, к Матери Божьей и Отцу Небесному – рассказывайте им о том, что Вас тревожит, и, вот увидите, вскоре Вам станет гораздо легче. Наши молитвы обладают чудотворной силой, способной менять и исправлять судьбы. Не существует в нашем мире иной силы, способной влиять на жизнь в большей мере, нежели чем молитвы».
А Старец Иоанн Крестьянкин наставлял свою паству таким образом:
«…Относитесь к своей работе так, будто это послушание – очень важно стремиться к совершенствованию в своей профессии».
Однако полезно ли христианам трудиться много и с усердием? Вернее всего ответить на этот вопрос так: полезно не просто трудиться, но любить и уважать собственный труд. Человек, ценящий свой труд, превращается в существо нравственное и обретает самоопределение.
Согласно христианской философии, труд – одно из орудий, служащих на благо нашего духа. Вместе с вознесением молитв труд способствует очищению и возвышению наших душ, тем самым приближая нас к Господу.
Так, по мнению преподобного Антония Великого, необходимо с любовью относиться к своему труду:
«…Возлюби собственный труд, ибо он, в совокупности с соблюдением постов, молитвами и неустанным бдением, освобождает человека от скверны. Физический труд очищает сердца, а чистота сердец способствует скорейшему созреванию духовных плодов».
Труд для христиан – несомненное благо, однако труд, при этом, должен быть многообразным. Трудолюбивым необходимо быть не только в профессиональном плане, но и в рамках семьи, дружеских отношений и духовной жизни. Работать над собой тоже необходимо, а это, чаще всего, тоже тяжёлый и кропотливый труд.
Любой человеческий труд должен служить на пользу окружающим, а таковым может являться исключительно труд, угодный Господу. По этой причине христиане всегда помнят о ценности собственного труда, заключающейся, в первую очередь, в ответственном и внимательном подходе к работе. Истинно верующие люди не бывают равнодушны и корыстны, но, напротив – и к другим людям, и к труду они относятся с большой любовью и терпеливостью.
Кроме того, труд необходимо организовать таким образом, чтобы у человека оставалось время на отдых – хотя бы два дня в неделю должны посвящаться близким и Господу. Труд не должен выжимать все силы, ведь мы – не рабы. Мы трудимся для того, чтобы принести пользу окружающим и прокормить собственную семью.
Нехристианское отношение к работе зачастую провоцирует жадность – в таком случае люди трудятся исключительно ради личного обогащения, однако Библейские тексты предостерегают:
«…Жаждущие обогатиться поддаются искушению – их безрассудная и вредная похоть, в конце концов, ввергнет их в пучину бедствий и пагубы».
Порой люди, работая, стремятся заполнить таким образом пустоту в собственной душе. В этом случае труд теряет смысл. А иногда бывает и так, что человек трудится ради удовлетворения своего тщеславия – ради похвалы от начальства или для того, чтобы занять определённую должность. В глазах Господа такой труд – ни что иное, как «суета сует».
Старец Паисий рассуждает о труде довольно любопытным образом:
«…Когда мы трудимся в спешке, то становимся нервозными. Подобный труд освятиться никак не может. Не стремитесь успевать многое, при этом измотав себя переживаниями – так Вы только впадёте в бесовское состояние. Трудитесь умиротворённо и с молитвами – такой труд освящается сам по себе и заодно освящает и трудящегося человека».
Бывает так, что мы, видя ту или иную вещь, восклицаем:
«Какая красота! Сразу видно, делали её с душой и большой любовью!».
Такие вещи становятся особенно дороги нашему сердцу. И мы чувствуем это, даже не зная человека, сотворившего эту вещь. Такое бывает исключительно в тех случаях, когда что-то делается с подлинной душевной теплотой и должным усердием.
Помочь трудиться богоугодно может помочь молитва, адресованная Святому Трифону:
Не бойтесь трудиться, и пускай труд Ваш будет трудом во Спасение! Трудитесь во имя всего благого и праведного, и, прежде всего, – во имя собственного духа. Переустройство мира, в котором мы живём, это, безусловно, благое деяние, однако зачастую очень долгое и не слишком результативное.
Поэтому не забывайте о заботе и облагораживании своего внутреннего мира, взращивайте в нём доброту, поддерживайте его чистоту и благодать. Только таким образом и можно достичь подлинного счастья, именуемого земным блаженством. И тогда благодатный свет, исходящий от Вашей души, станет распространяться, возвышая и неизменно радуя Вас самих и всех тех, кто Вас окружает.
Также читайте: