Найти в Дзене
Елена Панина – РУССТРАТ

Ажиотаж вокруг Латинской Америки доказывает: про нефть рано забывать

Бразилия и Гайана могут стать важными источниками нефти – и изменить региональный баланс сил.

В ближайшие годы значение некоторых стран Латинской Америки резко возрастет, особенно для США. В Гайане и Бразилии может начаться нефтедобыча, и она будет более рентабельной, чем в известных Мексике или Венесуэле.

Ещё в 2015 году, пишет The Economist, ExxonMobil обнаружил на шельфе Гайаны то, что сейчас составляет около 11 млрд баррелей доказанных запасов сырой нефти, около 0,6% от мировых запасов. К 2027 году добыча может составить более миллиона баррелей в день — показатель, который сделал бы Гайану одним из 20 крупнейших производителей нефти в мире. Причем население страны составляет всего 800 000 человек. Неудивительно, что 6 июля в страну состоялся визит госсекретаря США Энтони Блинкена.

По прогнозам, мировая добыча нефти до 2028 года увеличится на 5,8 мбс. Около 25% дополнительных поставок будет поступать из Латинской Америки, где изменится традиционная «таблица лидеров». Расти будут Бразилия, Гайана и Аргентина, а все остальные производители переживут спад.

Economist подчеркивает главное обстоятельство: несмотря на декларации о «зеленом переходе», нефть по-прежнему будет крайне востребованным товаром в ближайшие десятилетия. Но на первый план выйдет рентабельность, останутся в игре те поставщики, которые будут давать нефть дешево и с низким уровнем выбросов углерода.

Высоки шансы на успех у Бразилии. В прошлое правление действующего президента Луиса Инасиу Лулы да Силвы, в 2006 году государственная компания Petrobras обнаружила у берегов Бразилии одно из крупнейших в мире морских нефтяных месторождений. Добыча увеличилась с 41 000 баррелей в день в 2010 году до 2,2 мбс в прошлом году.

Бразилия и Гайана могут прибыльно добывать нефть по цене 35 долларов за баррель, что менее чем вдвое дешевле барреля сегодня. Количество выбросов в эквиваленте CO2 на баррель составляет 10 кг по сравнению со средним мировым показателем в 26 кг. Petrobras планирует потратить почти половину своего бюджета ($6 млрд) на геологоразведку района на северо-востоке Бразилии недалеко от Гайаны. Правительство ожидает, что в регионе будет храниться свыше 10 миллиардов баррелей извлекаемой нефти.

Санкции в отношении российской нефти привели к резкому росту добычи на Вака Муэрта, огромном месторождении на крайнем западе Аргентины. Она обладает вторыми по величине в мире залежами сланцевого газа и четвертыми по величине запасами сланцевой нефти, но десятилетиями борется за привлечение инвестиций. Rystad Energy ожидает, что добыча сланцевой нефти в Аргентине к концу десятилетия увеличится более чем вдвое и составит более 1 мбс.

В аутсайдерах Economist видит Венесуэлу, где из-за санкций США добыча упала с 3,4 мбс в 1998 году до 700 000 баррелей в день. А также Мексику, где добыча достигла пика в 2004 году и с тех пор сократилась примерно вдвое. Правительство Мексики потратило порядка $100 млрд на оптимизацию госкомпании по добыче нефти, но обнаружить доступные крупные запасы не на неприемлемо-большой глубине пока не удается.

Правительство Эквадора зависит от нефтяных доходов больше, чем любое другое государство Латинской Америки, по американским данным бюджетные доходы от добычи нефти составили 24% от общего объема в период с 2015 по 2019 год. Тем не менее, несмотря на высокие цены на нефть, ожидается, что добыча упадет с 460 000 баррелей в день сегодня до 370 000 к 2028 году.

Больше всего на «нефтегазовый» баланс региона влияет экологическая повестка. Если известная программа «1,5 °C» будет принята, то поступления в бюджеты Латинской Америке могут сократиться в совокупности на $1,3-2,6 трлн к 2035 году.

Из того, что привел Economist, следует повышенное внимание США к Бразилии и Гайане. Последняя входит в британское Содружество наций, будучи единственной на континенте англоязычной страной и единственная континентальной страной Южной Америки, где ни разу не было государственного переворота. Учитывая обнаруженные гигантские объемы нефти, последнее обстоятельство может поменяться.

Значительная часть прогнозов Economist об изменении баланса базируется на предположении, что традиционные рынки сбыта и инвестиции для многих стран региона закончатся из-за экологического фактора. Однако, этот прогноз не учитывает фактор Китая и различных своп-контрактов, позволяющих сделать нефть юридически «экологичной». Кроме того, Китай может предоставить Латинской Америке инвестиции, которые ей нужны – включая Мексику. Нельзя исключить и расширения ОПЕК+ за счет Бразилии, значимость которой сильно возрастает в перспективе.

В целом, слухи о смерти нефтяной повестки в геополитике в очередной раз оказались преувеличенными.

Подписывайтесь на Телеграм-каналы Института РУССТРАТ и его директора Елены Паниной!