«Мне неприятно испытывать эти детские эмоции. Меня туда просто бросает, хотя со стороны я вижу, как это нелепо и глупо. Но мне больно.»
Такой комментарий оставила подписчица в одном обсуждении на этом канале. Хочу прокомментировать вот это «неприятно».
Подборки
Псипрактикум
О работе психолога
Меня зовут Эвелина Гаевская , я практикующий психолог, веду этот канал об изменении поведения людей в новом информационном мире.
Травматический опыт вызывает боль, и психика защищает сознание, разными способами.
Например, человек может «забыть» этот опыт, или сохранить ложное воспоминание. В данном случае блокировка осознания и признания травматического опыта происходит за счет активизации эмоций. «Неприятно» это про эмоции.
Может быть страшно вспомнить какое-то событие, ставшее ключевым в развитии дальнейших событий. Страшно вспомнить, где была та точка бифуркации, тот эффект бабочки.
Так реагирует уязвимая, травмированная часть сознания. Если речь о детском опыте — то эта часть обозначается как Внутренний Ребенок.
(Травмированная часть может быть необязательно «родом из детства»)
Одновременно с этим «неприятно» вспоминать, психика постоянно возвращается к травматическому опыту, одновременно отвергая его смысл. Снова и снова отыгрывая похожие сценарии в отношениях, повторяя неприятные ситуации, выбирая токсичных партнёров.
Психика ищет возможности исцелить травму. «Исцелить» не в смысле «сделать как было», или там «исправить». Нет, не вернуть невинность дотравматического состояния.
Психика пытается «исцелить»
в смысле «вернуть целостность», через овладение травматическим опытом.
Акцентирую еще раз внимание на именно этой формулировке:
Овладение травматическим опытом
Овладеть — это про власть и управление.
И про ресурс. Про «иметь».
Когда мы овладеваем чем-то, материальным или нет, живым, искусственным или виртуальным, мы имеем возможность влиять на этот вечный баланс между БЫТЬ и ИМЕТЬ.
Иногда именно овладевание чем-то меняет суть. Количество переходит в качество и наоборот:
Я имею миллион = я есть миллионер
Я имею профессию = я есть эксперт в своем деле
Я имею опыт потерь и неудач = кто я?
Я как-то рассказывала про одного моего знакомого, обанкротившегося в 90е. Тогда был серьёзный бизнес у него, но что-то пошло не так, партнеры и друзья не поддержали. И каждый вечер, ставя машину на стоянку, он не знал, на что он завтра эту машину заправит. А дома были жена и двое детей. Историю эту мой знакомый рассказал мне спустя несколько лет после тех событий, будучи вице-президентом банка.
Остаётся ли победителем тот, кто теряет то, что имел?
Остается ли Костомаров чемпионом? Киану Ривз —успешным, после трагедий в его жизни? Пережившие смерти близких Хабенский, Безрукова?
Не травма определяет то, кем человек становится, а факт ОВЛАДЕНИЯ травматическим опытом.
И да, как вы знаете, по этому поводу моя позиция достаточно жесткая. С психотравмой — в психотерапию. Отращивать себе синапсы нового, нетравматического опыта.
И да, изменения в жизни возможны из взрослой и эгоистической позиции. Идентичности «Внутренний ребенок» и «Внутренний родитель» обрекают хождение по кругу травматического сценария.
Лишь Внутренний взрослый, овладев опытом, имеет достаточно власти , чтобы быть свободным от сценария и иметь выбор.
Но это уже тема для новой статьи.
Ваш реалистичный психолог
Информация о консультациях автора канала
Правила общения на этом канале
Уважаемые друзья. Если информация в этой статье для вас оказалась полезной, поделитесь, пожалуйста, этой статьей с другими людьми , сделав «репостнуть» на свою страницу на Дзен или в другую соцсеть. Спасибо за лайки, комментарии и репосты.