Люблю русские усадьбы. Например, Шахматово. Под Солнечногорском. Неразрывно связанное с именем поэта Александра Блока (1880-1921). Места удивительные. Живописные. Горы и долины. Луга и поля. Слава богу, пейзаж не испорчен современной застройкой.
Усадьбу Шахматово купил знаменитый дедушка А. Блока — А. Н. Бекетов, в 1874 году. В Шахматове Саша проводил каждое лето с 1881 по 1916 год. С младенчества и до 16 лет. Бабушка и дедушка А. А. Блока оказали большое влияние на внука. Жили все большой и дружной семьей.
«С первых дней своего рождения Саша стал средоточием жизни всей семьи… Его обожали все, начиная с прабабушки и кончая старой няней… О матери нечего и говорить», — вспоминала его тетка, М.А.Бекетова.
Дедушка Александра Блока- Андрей Николаевич Бекетов-известный русский ботаник, географ, профессор, ректор Санкт-Петербургского университета, друг Д.И. Менделеева. Часто в его доме бывал И.М.Сеченов, его дружбой гордился И.И.Мечников.
Бабушка поэта - Елизавета Григорьевна Бекетова - дочь известного путешественника и ученого Карелина, имела феноменальную память, любила литературу, была известной переводчицей, свободно владевшей несколькими европейскими языками, рисовала, вышивала.
Ее дочь Александра, мать Блока, также занималась переводами. Две другие дочери, Екатерина и Мария, тетушки Блока, были переводчицами и поэтессами.
В доме царила невероятная творческая атмосфера.
Бабушка, тетушки и матушка - все имели литературный дар, обожали русскую литературу, поэзию, искусство, театр. Читали стихи, ставили спектакли. В такой среде и вырос талантливый внук.
Интерьеры музея - усадьбы воссозданы, но сохранились и подлинные вещи.
Смотрим. Впитываем атмосферу. Восхищаемся домашним уютом, столиками, салфеточками, занавесочками, библиотекой, удобным и милым домом. Восхищает все!
Природа и интересное общение, активная деятельность и визиты друг к другу соседей-ученых, в т.ч. Дмитрия Ивановича Менделеева и Любочки Менделеевой...не оставляют равнодушным будущего поэта.
А. Блок Россия
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи…
Твои мне песни ветровые, —
Как слезы первые любви!
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты…
Ну что ж? Одной заботой боле —
Одной слезой река шумней
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей…
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
А. Блок из письма матери. Путешествие во Францию. 1913 г.
"... Да и вообще надо сказать, что мне очень надоела Франция и хочется вернуться в культурную страну - Россию, где меньше блох, почти нет француженок, есть кушанья (хлеб и говядина), питье (чай и вода); кровати (не 15 аршин ширины), умывальники (здесь тазы, из которых никогда нельзя вылить всей воды, вся грязь остается на дне); "
На фоне хваленой Европы - Россия видится Блоку как светоч культуры и спасения, и он рвется в нее обратно. Поэт повторил тот же самый вывод, который сделали многие русские поэты, открывавшие зарубежные страны, но возвращавшиеся на Родину, «еще более русскими», как сказал как-то Андрей Белый.
Поэты-пророки. И сегодня эти слова актуальны, как никогда...