Найти тему

Почему в бою "Варяга" с японцами не было потопленных кораблей

Оглавление
Крейсер "Варяг" в бою
Крейсер "Варяг" в бою

Начало публикации в статье: Подвиг «Варяга» и его командира Руднева - хроника событий

Получив ультиматум от японского адмирала, командир крейсера «Варяг», капитан 1-го ранга Руднев, решил принять бой, как предписывал ему Морской устав. Особенность этого боя была такова, что начал его русский крейсер, не дожидаясь атаки японцев, и закончил этот бой тоже «Варяг», не дав японцам потопить его в открытом море. Несмотря на подавляющее превосходство японской эскадры, бой закончился ничем, никто не победил и не проиграл, счёт 0:0.

Была ли возможность у японцев потопить русские корабли? Да, практически гарантированная, если бы «Варяг» продолжал упорно идти вперёд, к своей гибели. Но, благодаря умелому руководству командира Руднева, «Варяг», хоть и получил значительные повреждения, а всё же вышел из боя и вернулся обратно в порт Чемульпо, лишая японцев ожидаемой победы.

Мог ли «Варяг» в этом бою потопить японские корабли? Теоретически, такая вероятность существовала, но скоротечность боя на большой дистанции, не давала русским кораблям почти никаких шансов на успех в этом деле. И причин тому было несколько.

Многие критики и знатоки флота отмечают слабую подготовку артиллеристов на «Варяге», вроде как из-за этого не смогли нанести японцам существенный урон, потому и прорыв не удался. Уровень подготовки морских артиллеристов того времени в России действительно был не высоким. Но, даже если бы на «Варяге» служили мастера артиллерийского огня, результат боя был бы таким же.

Корабельная артиллерия того времени

Дело в том, что крейсер «Варяг» был вооружён двенадцатью (по четыре с каждого борта и ещё по две на носу и корме) шестидюймовыми пушками (калибр 152-мм), системы Канэ, образца 1891 года. Главным достоинством этой французской пушки, предназначенной для корабельной и береговой артиллерии, была высокая скорострельность, а также быстрые механизмы наведения. А именно эти показатели корабельных пушек были камнем преткновения у многих русских кораблей, имевших на вооружении устаревшие артиллерийские системы. Морское министерство Российской империи знало об этой проблеме и искало пути выхода.

152-мм пушка Канэ, главный калибр крейсера "Варяг"
152-мм пушка Канэ, главный калибр крейсера "Варяг"

Тогда же, русской правительственной делегации, на французском полигоне была продемонстрирована высокая скорострельность данной пушки (до 10 выстрелов в минуту), а также быстрое изменение направления стрельбы. Высокая скорострельность была достигнута применением унитарного боеприпаса (когда снаряд соединён с метательным зарядом в единое целое, как патрон у винтовки), и применением усовершенствованного затвора.

Несмотря на высокую скорострельность, у этой пушки был существенный недостаток — большое рассеивание снарядов даже при стрельбе на средние дальности, не говоря уже о максимальных. Однако, в условиях полигона, этот недостаток легко скрыть, ведь стреляют, как правило, на малых дальностях и добиться высокой точности в таких условиях не сложно. Члены русской делегации, воодушевлённые эффектным показом, также забыли спросить и о характеристиках применяемых боеприпасов.

А этим вопросом стоило озаботиться.

Применяемые боеприпасы

Шестидюймовая пушка Канэ имела в своей комплектации:

бронебойный снаряд весом 41,5 кг, а вместе с зарядом — все 55 кг, имевший начальную скорость 792 м/с и дальность стрельбы — 61 кабельтов при угле возвышения ствола 20 градусов (11,3 км); один кабельтов — 185,2 м;

бризантный снаряд с теми же баллистическими характеристиками, состоящий из оболочки, наполненной нарезанными дисками и взрывчатым веществом, пироксилином;

фугасный снаряд с похожими характеристиками, как и бризантный, только без нарезанных дисков.

Фугасный и бризантный снаряды имели малое количество взрывчатого вещества, поэтому обладали слабым эффектом от их применения. Взрыватели имели низкую чувствительность и срабатывали только от удара о броню. При ударе о воду фугасный снаряд вообще не взрывался.

Существовавшие тогда Правила стрельбы корабельной артиллерии

Согласно Правил артиллерийской службы, на флоте комендоров обучали вести огонь только на боевой дистанции, до 20 кабельтовых (3,7 км), так как в этом случае обеспечивалась необходимая точность стрельбы. На дистанциях свыше 20 кабельтовых, рассеивание снарядов было таким, что о какой-либо точности говорить уже не приходилось.

В общей сложности, бой у Чемульпо продолжался около часа. Вёлся он движущимися кораблями на дистанции от 4800 до 7000 метров, или 26 — 38 кабельтовых. Японские корабли во время боя активно маневрировали, при этом развивали скорость до 18 узлов, что составляло 33 км/час или 10 м/сек. Начальная скорость снаряда пушки Канэ составляла 792 м/сек. Во время полёта, из-за сопротивления воздуха, скорость снаряда снижалась, примерно до 300-400 м/сек. В ходе стрельбы по японским кораблям полётное время снаряда составляло в среднем 10 — 15 секунд. За это время положение кораблей изменялось на 100 — 150 метров от момента выстрела по ним.

Помимо этого, было указание командира, усложнявшее работу русским комендорам. «Варяг» вёл стрельбу своими шестидюймовыми пушками в основном бронебойными снарядами, с задачей пробить броню японских крейсеров, в случае попадания в них. А попасть было ой как не просто на такой дистанции.

Как русские и японцы вели пристрелку цели

Ещё было одно обстоятельство, которое давало преимущество японцам перед русскими кораблями: японский крейсер «Асама» в самом начале боя произвёл пристрелку своих восьмидюймовых (203-мм) пушек фугасными снарядами. А вот русским комендорам пристреляться было просто не под силу. Фугасные и бронебойные снаряды не взрывались от контакта с водной поверхностью. Поэтому, на расстоянии в 4 — 6 км очень сложно было увидеть всплеск от удара снаряда о воду.

Артиллеристы знают, что при угле падения по воде до 10 градусов, получается рикошет снаряда, дающий сильный водяной всплеск, который легко заметить даже на большом расстоянии. Но на той дистанции пристрелки, угол входа снаряда в воду составлял более 20 градусов, поэтому никаких рикошетов быть не могло. «Бульк», и всё. И если на суше пристрелочный разрыв виден секунд 10-15, пока осядет грунт и рассеется дым, то водяной «бульк» через секунду уже исчезает. Очень сложно оценивать такую пристрелку и вводить правильные корректуры.

Помимо проведённой пристрелки главного калибра, было ещё одно обстоятельство, облегчавшее ведение боя японскими кораблями.

Дело в том, что русские корабли не имели бронирования, кроме палубы у «Варяга», поэтому применять по ним бронебойные снаряды не было необходимости. Японские корабли вели бой фугасными снарядами, которые разрывались даже от контакта с водой. И если вес снаряда (стальной болванки), пущенного с «Варяга», составлял 41,5 кг, то снаряды главного калибра «Асамы» весили уже по 113,4 кг. Такой снаряд, разрываясь при ударе о воду, поднимал водяной столб высотой 30 — 40 метров, хорошо видимый даже на расстоянии в 6 — 7 км. И если, при наблюдении с японского корабля, этот водяной разрыв закрывал собой наш крейсер, то разрыв был недолётным, а если наш корабль был виден на фоне этого водяного столба, то разрыв считался перелётным. В результате умелого корректирования огня три японских 113-ти килограммовых снаряда попали в «Варяг», причинив серьёзные повреждения и устроив пожар на корме нашего крейсера.

Вы когда-нибудь видели, как стреляют по воде? На удалении в 100 — 200 метров, врезающиеся в воду пули, поднимают заметные брызги. А замечали, как плюхаются в воду пули на расстоянии в километр? А если ещё рябь на воде? Думаю, что разглядеть такое будет намного сложнее. Так вот, бронебойные снаряды «Варяга», врезавшиеся в воду на удалении в 5 — 6 км, были уже слабо различимы на таком расстоянии. Так что скорректировать свой огонь по разрывам снарядов, как это сделали японцы в самом начале боя, русские не могли.

Единственным выходом в подобной ситуации могло быть только создание высокой плотности огня, когда ведут стрельбу из пушек с максимальной скорострельностью, не жалея боеприпасов. В этом случае появляется надежда на то, что какой-нибудь снаряд, из массы выпущенных, достигнет своей цели, попадёт в японский корабль и причинит ему урон. Так как бронебойный снаряд не разрывался, как фугасный, наилучшим вариантом было бы его попадание в подводную часть корабля.

-3

В принципе, командир «Варяга» Руднев перед боем так и сказал своим комендорам, чтобы не жалели снарядов и чтобы каждый снаряд наносил урон японцам. Сами японцы отмечали, что хоть «Варяг» и имел тихий ход, интенсивность огня его пушек была высокой. Благо, пушки системы Канэ славились своей высокой скорострельностью. Однако эффективность такого огня на больших дистанциях была крайне низкой. Но это было проблемой не только «Варяга». Вся корабельная артиллерия того времени имела этот недостаток.

Эффективность корабельной артиллерии того времени

По результатам Цусимского сражения, произошедшего в мае 1905 года, где артиллерийская стрельба на больших дистанциях применялась в массовом порядке как русскими, так и японскими кораблями, был проведён анализ эффективности корабельной артиллерии. Из всех снарядов, выпущенных русскими кораблями, попали в цель только 1,2 %. У японцев процент попадания был выше — 3,2 %, но все равно это был низкий результат. И это только оценка попаданий снарядов в корабли. Какова же была эффективность наших и японских снарядов, мы уже знаем. Всё это не даёт нам повода гордиться вооружением, которое было в то время у наших моряков.

Эффективность попадания восьмидюймовых башенных орудий японского крейсера «Асама» в русский крейсер «Варяг» составила 11 %, что было беспрецедентным для того времени. Вот что значит грамотно проведённая пристрелка.

Такова была корабельная артиллерия того времени, ведь тогда ещё только осваивались новые приёмы стрельбы. Поэтому винить наших матросов, отчаянно сражавшихся на двух русских кораблях против шести японских крейсеров, среди которых «Асама» и «Чиода» были броненосными, было бы не справедливо. Русские моряки тогда, 9 февраля 1904 года, в корейском порту Чемульпо, сделали всё возможное, что было в человеческих силах. И уж поверьте, никто не смог бы сделать большего, чем было сделано подчинёнными капитана 1-го ранга Руднева Всеволода Фёдоровича, русского морского офицера, человека высокой чести, мужества и благородства.

Продолжение в статье: Мужество и героизм командира "Варяга" Всеволода Руднева

Авторы - Валерий и Ольга Салфетниковы

Валерий Салфетников