Найти тему
Сельская нива

Секрет успеха с «дымком»

Бизнес в глубинке – дело нелегкое, особенно если у молодого предпринимателя нет финансовой подушки в виде родительского капитала или «нужных связей». Герой нашего рассказа Михаил Зыбин как раз из тех парней, кто с нуля, имея за плечами лишь мечту и огромную силу воли, смог создать собственный бизнес по копчению и снабжает рыбными деликатесами не только жителей Частой Дубравы, но и всю область уже седьмой год.

Первоначальная база

В детстве Миша с большим интересом помогал отцу-комбайнеру чинить сельхозтехнику. Трактора и комбайны интересовали паренька больше, чем походы с друзьями на рыбалку. Поэтому, окончив школу, Михаил пошел по стопам отца и поступил в Воронежский сельскохозяйственный институт, где освоил профессию инженера-механика. После вуза устроился инженером-слесарем. Зарплату молодому человеку определили в диапазоне 15-20 тысяч рублей. Шел 2013 год, и не удивительно, что выносливому, готовому к труду парню, хотелось большего.
– Когда посещал очередное собеседование, мне задали стандартный вопрос «Кем я вижу себя в будущем?». Мой ответ работодателей обескуражил – президентом Российской Федерации. Естественно, мне тогда не перезвонили, – смеется Михаил.
Он успел поработать в Воронеже, где продавал сельхозтехнику, однако душа просила чего-то совсем другого, да и по родному дому сильно скучал. Переехав на малую родину в Частую Дубраву, искал работу по объявлениям, но в селе больших зарплат не предлагали. Тогда Михаил впервые задумался о собственном деле, выделил четыре направления.
– Подумал о том, что нужно человеку в первую очередь. Первое, люди рождаются, новорожденным нужна одежда и вещи личной гигиены, – рассказывает Михаил Владимирович. – Второе, всегда нужна еда, желательно что-то вкусное и необычное. Третье, без чего не может жить человек, – вода, а точнее напитки вкусные, лимонады и соки. Четвертым направлением был магазин обуви и одежды. Думал и про ритуальные услуги, к сожалению, люди умирают, а заниматься похоронами дело нелегкое. В итоге все-таки решил искать себя в пищевой сфере.
Сначала решил поработать торговым представителем. Откликнулась фирма, занимающаяся продажей рыбной продукции в зимнее время, а в весенне-летний период компания торговала мороженым.
После удачного собеседования Михаил устроился в фирму с зарплатой в 30 тысяч рублей. Молодого человека никогда не пугали трудности. Как сам говорит, деревенская закалка давала о себе знать.
– Начался сезон, я начал работать, за день продал порядка тонны рыбы. Позвонил начальнику, думал услышать похвалу, премию выпишут, а в ответ услышал только претензии, еще и штрафом наказали за то, что не поднял цену на товар с «повышенным спросом». Тогда я четко понял: работать на кого-то – однозначно не мое. Но теперь клиенты, покупатели знали меня в лицо, а значит, появилась первоначальная база, – рассказывает предприниматель.

От киоска до собственной коптильни

Свой бизнес начался с торговли на продовольственных ярмарках. На первом этапе Михаилу помогали поддерживающие во всех начинаниях родители и близкие друзья. Хорошая знакомая с прошлого места работы, супервайзер Екатерина Нечаева помогала молодому предпринимателю с закупками копченой рыбной продукции. В начале своего пути Михаил, хоть и работал в рыбном магазине, не мог отличить пикшу от трески.
– На ярмарках реализовывали продукцию вместе с товарищем. Бывало, в 11 ночи приезжали с рынка, но спать не шли, до 2-х часов разбирали вновь прибывшие поставки и уже в 4 утра снова выезжали торговать. Такой темп работы продлился недолго, так как друг немного погодя устроился на официальное место работы. А я один не потянул бы. Единомышленником оставалась Екатерина, ей и предложил вместе со мной всерьез заняться бизнесом. Поговорил с родителями, они поддержали меня капиталом в 100 тысяч рублей, такая же сумма от Екатерины – таким и оказался наш старт, – поясняет Михаил.
Молодые бизнесмены поехали в Рязань. Через «сарафанное радио» услышали, что продукция в этом городе лучше. Так ребята колесили два года из города в город, закупались в Рязани, продавали в Липецке.
– Начали втягиваться и поняли, что прицеп наш маловат, а спрос на товар растет. Взяли старый «Форд» с фургонами и продолжили колесить на нем. Со мной всегда были два чемоданчика с инструментами, машина-то старенькая, иногда приходилось ночью на трассе по 4 часа ждать эвакуатор или чинить «кормилицу» самому – благо помогло образование механика, – рассказывает собеседник.
Компаньонам тогда казалось, что дело пошло в гору. Начали выходить на новый уровень, решили открыть фирменные маленькие магазинчики в Университетском микрорайоне города Липецка. Однако, идея не оправдала себя, а тут еще в 2020 году началась эпидемия коронавируса, продажи почти совсем остановились.
– 2020 год для нашего бизнеса стал переломным, – говорит Михаил, – мы устали от постоянных поездок. Продукция, которой торговали на рынке, была привозная, а хотелось чего-то своего, чтобы все производство было лично наше, от начала до выпуска, хотелось добиться «того самого» вкуса копченой рыбки, без каких-либо красителей и консервантов. Пришло решение – надо открывать свою коптильню, а для этого нужно найти подходящее помещение…

Не по щучьему велению

Узнав, что в селе Васильевка стоит разрушенный садик, Михаил выдвинулся на место, обратился к главе сельского поселения, осмотрел обветшалое здание. Цена за него оказалась не по карману, поиски продолжились.
После неудачных попыток получить помощь в виде государственной поддержки и поисков спонсоров Михаил стал думать, что корабль под названием «собственное дело» идет ко дну. Его родители, Владимир Борисович и Лидия Борисовна, вспомнили о старой колхозной столовой, которая давно стояла разрушенная, в зарослях травы и кустарников. Предложили Михаилу попробовать снять ее в аренду. Парень позвонил собственнику заброшенных помещений, директору крупного сельскохозяйственного кооператива.
– Помню, сидел в приемной, и трясло меня как мальчика. Такой уважаемый человек, а тут я – простой деревенский парень. Но в итоге человек меня внимательно выслушал и пообещал помочь. И уже спустя два дня я стоял счастливый, держа в руке телефонную трубку, из которой только что услышал: «Поздравляем, приезжайте оформлять документы, столовая – ваша», – рассказывает предприниматель.
Будущее здание коптильного цеха оказалось внутри полностью разоренным: окон нет, дверей нет, батареи спилили, плитку побили… Михаилу приходилось днем работать на рынке, а вечером приезжать и приводить в порядок эти руины. Во всем помогали отец и друзья, что-то покупали, что-то отдавали просто так, общими усилиями дело спорилось. Когда помещение было отстроено, встал вопрос покупки оборудования.
Одна коптильная камера производственного масштаба стоила миллион. Но таких денег у ребят не было. Казалось бы, неразрешимая проблема, но только не для нашего героя. Михаил решил собрать камеру самостоятельно, обращаясь за подсказками к знакомым строителям, печникам, изучая схемы и видеоуроки в Интернете.
– Из кирпича сами сложили камеру, сами собирали дымогенератор, начинали с аквариумных компрессоров. Были времена, когда я оставался коптить рыбу ночью, пытаясь добиться нужного результата. Пока доводили продукт до идеала, выкинули порядка тонны селедки. У нас нет образования технологов, особых знаний, всему учились сами методом проб и ошибок, – рассказывает собеседник.
В итоге Михаил все-таки добился успеха. Ребята стали самостоятельно производить вкусный, без красителей и консервантов, продукт. Сельский бизнес окреп, казалось бы, все трудности позади, но в жизни часто бывает так, что белая полоса сменяется черной.

Неудачи закаляют характер

– В одно «прекрасное» утро приезжаю в цех и на входе замечаю, что окно разбито. Захожу внутрь и… впадаю в ступор и шок. Инструмента нет, камеры разбиты вдребезги, окна выбиты, рыба лежит на полу, растоптанная, коробки с товаром разорваны. Все во мне рухнуло в тот момент, ведь всю душу вложил, всего себя. У меня тогда даже не одна мужская скупая слеза скатилась… Вспомнил, как в то время я почти всех друзей потерял. Они гуляли, веселились, меня звали, а я работал. И хоть обижались на меня, но я все равно не оставлял любимое дело, почти все свободное время чинил, отстраивал коптильню. Все ради собственного бизнеса… И вот я стою, а вокруг меня разруха. Все, к чему стремился, чего добился сам, сломано, разбито, потеряно. Было очень тяжело.
Даже после такого удара Михаил руки не опустил. Какие-то инструменты отдали добрые люди, какие-то купили самостоятельно. Помещение снова отремонтировали, технику настроили. Работа закипела. И опять ходьба по инстанциям, новые обстоятельства: нужен забор, а денег нет. По словам Михаила, человек он не гордый, помощи просит, и всегда находятся добрые, отзывчивые люди. Так же и в этот раз – товарищи поставили забор за сутки.
Много ситуаций, от курьезных до патовых, случалось с предпринимателем в его нелегком деле. Приходилось самому перекрывать крышу, выходить из форс-мажорных ситуаций. Одна из таких возникла вечером 8 мая, когда узнал о распоряжении освободить до 10 мая полуразрушенное здание, где хранил дрова. Утром, в праздник Победы возложил цветы к памятнику героям и весь день до вечера выгружал дрова.

Коптись, рыбка, большая и маленькая

Со временем ребята сложили и запустили еще две коптильные камеры. И дело пошло в гору.
– С каждым годом мы оттачивали навыки и совершенствовали вкус продукции. Люди поначалу не верили, что копчение наше. Часто говорили, что мы рыбу красим. Но это все неправда. У меня пять маленьких крестников и все они с удовольствием лакомятся нашей рыбкой, а «химией» я не стал бы их кормить. Был приятный случай, когда нас позвали на День села в Косыревку торговать на мини-рынке своей продукцией. Люди раскупили у нас весь товар, и следом поступило предложение приехать на ярмарку в Сырское. Там среди покупателей оказались люди, которые, отведав наших копченостей раньше, специально приехали из другого села, чтобы купить их снова. Положительные отзывы людей для нас – наивысшая похвала и награда, – говорит Михаил.
Клиенты «ИП Зыбин» – рынки, мини-рынки и рыночные магазинчики. Коптильня может производить тонну продукции в сутки. В цехе трудятся пять человек. Ассортимент по прайс-листу включает около 50 позиций – это скумбрия, сельдь, окунь, лещ, палтус, мойва, налим и еще значительное количество наименований. На днях Михаил достроил «вялочную камеру». Предприниматели решили расширить ассортимент и начать вялить рыбу.
– Этот бизнес – мое детище, то, чем я живу. На постоянной основе отправляем разнообразную продукцию и нашим ребятам в зону СВО. Поддерживаем их рыбными вкусностями. Пусть капля в море, но отправляется от нас к ним, – акцентирует Михаил.
В этом году Михаил Зыбин стал победителем конкурса среди предпринимателей в номинации «Молодое поколение выбирает бизнес».
– Победа в конкурсе «Лидер малого и среднего бизнеса» больше заслуга района, нежели моя, – скромно констатирует собеседник, – они увидели во мне человека, который появился ниоткуда и сам развил бизнес с нуля, отправили на конкурс и поблагодарили за труд. Рад, что теперь обо мне знает еще большее количество людей. Планы на будущее стандартные – должность президента Российской Федерации, – смеется Михаил. – Но если без шуток, то хочу распространить свою продукцию по другим городам, чтобы ее оценили и полюбили и за пределами региона.

Наталия МЕДВЕДЕВА.

-2
-3
-4