Найти тему
Venefica

Вершки и корешки по-новому, или еще раз о "Троице" Рублева.

Когда Русь - матушка была православной и богобоязненной, церковь в ней всегда в чем-нибудь постоянно нуждалась - и чтобы ту нужду утолить, и десятину ей платили, и цари вклады делали денежные да земельные, и меценаты щедрые во множестве всякого ценного отписывали, чтобы люди святые их грехи несмываемые замаливали, и народ сообща скидывался, дабы возвести очередное святое место...

Трудно, короче, жилось, но еще труднее стало, когда государыня-императрица, посмотрев на неоглядные владения наиболее верных рабов Божиих, здраво рассудила, что негоже при такой святости такою низкою прозою свой высокий дух принижать, да и провела секуляризацию церковных земель между 1764 и 1788 годами, и, чтоб святые люди не отвлекались от молитв ко Господу, священников, как и другой служилый Отечеству люд, посадили на жалование государево, ибо они окормляют дух и освящают власть, а власть окормляет их и поддерживает административно - следит, чтоб народ мимо исповеди не баловал и требы исполнял регулярно, а то!

Церковь, правда, нашла как поблагодарить своих покровителей и дарителей в 1917 году -

«Воскрес Христос — и пали рабские дьявольские цепи. Пал самодержавный строй, этот деспотический режим — и рушились путы, которыми окована была вся жизнь человека от утробы матери и до могильной гробовой доски». (с) епископ Александровский Михаил (Космодемьянский)
«Как мы все искренно радовались и торжествовали, когда низвергнут был Богом с престола безвольный император, и волею Божией, а не волею народа — как ложно утверждают неверующие — во главе нашего Отечества поставлены были лучшие люди». (с)
епископ Переславский Иннокентию (Фигуровский)
«Кончилась тяжкая, грешная эпоха в жизни нашего народа. В древности был прекрасный обычай — в память своих наиболее важных побед немедленно строить храм. Вот и сейчас мы все должны немедленно строить святой храм»
епископ Уфимский и Мензелинский Андрей (князь Ухтомский)

и т. д. и т. п.

При советском строе, правда, страдания умножились неисчислимо, зато некоторые реликвии, пребывавшие в состоянии записи и забвении, обрели новую жизнь и мировую известность.

Да-да, я снова про "Троицу" А. Рублева хочу высказаться, а точнее - о её новом правовом положении.

Руководитель правового управления Московской патриархии игумения Ксения (Чернега) заявила, что икона «Святая Троица», написанная Андреем Рублевым, передается в «безвозмездное пользование» РПЦ, но остается «в оперативном управлении» Третьяковской галереи.
Представитель РПЦ также указала, что страхование иконы будет осуществляться за счет средств спонсоров.
Про "лишнее и неиспользуемое" это, конечно, красиво получилось...
Про "лишнее и неиспользуемое" это, конечно, красиво получилось...

Хотелось бы напомнить, что почти 500 лет икона находилась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. В 1575 году Иван Грозный преподнес храму золотой оклад, в который поместили «Троицу». Позднее были также сделаны «накладки» на оклад - с драгоценными камнями и серебряные - полностью скрывшие написанное, видны были лишь лики и руки ангелов.

Не говоря уже о том, что саму живопись Рублева "поновляли" по мере её темнения в зависимости от собственного вкуса и понимания изображенного момента: на первоначальной иконе Рублева, открытой реставраторами взорам потомков, на столе стоит только Чаша, как напоминание о Евхаристии. Но в понимании "поновителей" где Чаша - там и заедки, и вот уже стол накрыт. А замысел художника - да что там замысел? Замысла под окладом видно не будет.

Чудотворным образом икона не была - ни одного упоминания о чудесах не сохранили ни предания, ни монастырские летописи. А с 18 века, века по указанию руководства РПЦ, боровшегося с суевериями, все "иконы, оглашаемые чудотворными", должны были проходить проверку и регистрироваться. В отношении "Троицы" никаких подобных разбирательств не проводилось, её не носили на массовых крестных ходах, как особо почитаемую, и праздника в её честь тоже не было. То есть икона древняя, в дорогом облачении и всё - таково было отношение к шедевру у его многовековых обладателей.

Основой, образцом для письма, на который бы равнялись прочие последующие иконописцы ей тоже стать не довелось - может быть по причине сугубо утилитарного владельцев отношения к подобным артефактам: новые придут - новое напишу, да и "поновители" не особо церемонились...

Мировую известность образу, раскрытие его красоты для поколений россиян - это заслуга той самой Советской власти: и реставрации, и сохранение в годы ВОВ, и многочисленные научные исследования, и печать на марках, открытках и в художественных альбомах, чтобы всякий и каждый, свой и чужой знал. какую красоту земля Русская рождала - это всё заслуга той самой "безбожной власти".

«Андрей Рублев» (1966) Тарковского - это советское кино. И лучшая реклама «Троицы» Рублева.

Но прошли времена советские, безбожные, и настали новые, богоспасаемые.

И теперь РПЦ получила икону в "безвозмездное пользование", и даже на страхование святыни не потратится - спонсоры оплатят, а если вдруг с ней что произойдет - так на подхвате Третьяковка есть, чтоб "оперативно поправить". Если, конечно, удастся.. Чудотворцев в реставрационных мастерских, увы, нет.

Новое окружение в новых интерьерах
Новое окружение в новых интерьерах

Это, кстати, не первое разделение обретенной святыни на вершки и корешки - воссозданный храм Христа Спасителя тоже безвозмездно использует РПЦ для своих возвышенных целей, а вот содержит его московский налогоплательщик вне зависимости от своего вероисповедания или отсутствия оного, причем ежегодные траты бюджета исчисляются сотнями миллионов. А что делать? Угодий-то с крестьянами нет, вот и приходится...

И оправдание этому есть! Вот, к примеру, одно из великолепных:

полезно и правильно добиваться от государства передачи нового и нового имущества во владение или хотя оперативное пользование Церкви.

На протяжении трех с лишним веков сменявшие друг друга правительства в основном рассчитывали взять у Церкви что-либо, пожалованное ей прежде или приобретенное на деньги верующих. И брали. Брали без конца, без отдачи, без особой заботы о самой Церкви. Самое время кое-что дать ей! В конце концов, Церковь наших дней обеспечивает более эффективное пользование собственностью, чем кто бы то ни было. Где Церковь — там обрабатывается земля, идет строительство, дымят заводики. Там сады, огороды, цветники, мастерские, пекарни, типографии. А отойти от церковных владений на двадцать шагов — и властно вступит в свои права заметная разруха... Где Церковь — там труд, порядок, чистота.

Так что радуемся, братие, ибо отделение вершков от корешков полным ходом следует!

НепоДзензурное традиционно тут:

https://vk.com/public199851025

или тут

https://old-venefica.livejournal.com/

Сарказм в уксусе, йад с перцем, окололитературные изыскания и прочие деликатесы, взращенные на отечественных реалиях