Когда Русь - матушка была православной и богобоязненной, церковь в ней всегда в чем-нибудь постоянно нуждалась - и чтобы ту нужду утолить, и десятину ей платили, и цари вклады делали денежные да земельные, и меценаты щедрые во множестве всякого ценного отписывали, чтобы люди святые их грехи несмываемые замаливали, и народ сообща скидывался, дабы возвести очередное святое место...
Трудно, короче, жилось, но еще труднее стало, когда государыня-императрица, посмотрев на неоглядные владения наиболее верных рабов Божиих, здраво рассудила, что негоже при такой святости такою низкою прозою свой высокий дух принижать, да и провела секуляризацию церковных земель между 1764 и 1788 годами, и, чтоб святые люди не отвлекались от молитв ко Господу, священников, как и другой служилый Отечеству люд, посадили на жалование государево, ибо они окормляют дух и освящают власть, а власть окормляет их и поддерживает административно - следит, чтоб народ мимо исповеди не баловал и требы исполнял регулярно, а то!
Церковь, правда, нашла как поблагодарить своих покровителей и дарителей в 1917 году -
«Воскрес Христос — и пали рабские дьявольские цепи. Пал самодержавный строй, этот деспотический режим — и рушились путы, которыми окована была вся жизнь человека от утробы матери и до могильной гробовой доски». (с) епископ Александровский Михаил (Космодемьянский)
«Как мы все искренно радовались и торжествовали, когда низвергнут был Богом с престола безвольный император, и волею Божией, а не волею народа — как ложно утверждают неверующие — во главе нашего Отечества поставлены были лучшие люди». (с)
епископ Переславский Иннокентию (Фигуровский)
«Кончилась тяжкая, грешная эпоха в жизни нашего народа. В древности был прекрасный обычай — в память своих наиболее важных побед немедленно строить храм. Вот и сейчас мы все должны немедленно строить святой храм»
епископ Уфимский и Мензелинский Андрей (князь Ухтомский)
и т. д. и т. п.
При советском строе, правда, страдания умножились неисчислимо, зато некоторые реликвии, пребывавшие в состоянии записи и забвении, обрели новую жизнь и мировую известность.
Да-да, я снова про "Троицу" А. Рублева хочу высказаться, а точнее - о её новом правовом положении.
Руководитель правового управления Московской патриархии игумения Ксения (Чернега) заявила, что икона «Святая Троица», написанная Андреем Рублевым, передается в «безвозмездное пользование» РПЦ, но остается «в оперативном управлении» Третьяковской галереи.
Представитель РПЦ также указала, что страхование иконы будет осуществляться за счет средств спонсоров.
Хотелось бы напомнить, что почти 500 лет икона находилась в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. В 1575 году Иван Грозный преподнес храму золотой оклад, в который поместили «Троицу». Позднее были также сделаны «накладки» на оклад - с драгоценными камнями и серебряные - полностью скрывшие написанное, видны были лишь лики и руки ангелов.
Не говоря уже о том, что саму живопись Рублева "поновляли" по мере её темнения в зависимости от собственного вкуса и понимания изображенного момента: на первоначальной иконе Рублева, открытой реставраторами взорам потомков, на столе стоит только Чаша, как напоминание о Евхаристии. Но в понимании "поновителей" где Чаша - там и заедки, и вот уже стол накрыт. А замысел художника - да что там замысел? Замысла под окладом видно не будет.
Чудотворным образом икона не была - ни одного упоминания о чудесах не сохранили ни предания, ни монастырские летописи. А с 18 века, века по указанию руководства РПЦ, боровшегося с суевериями, все "иконы, оглашаемые чудотворными", должны были проходить проверку и регистрироваться. В отношении "Троицы" никаких подобных разбирательств не проводилось, её не носили на массовых крестных ходах, как особо почитаемую, и праздника в её честь тоже не было. То есть икона древняя, в дорогом облачении и всё - таково было отношение к шедевру у его многовековых обладателей.
Основой, образцом для письма, на который бы равнялись прочие последующие иконописцы ей тоже стать не довелось - может быть по причине сугубо утилитарного владельцев отношения к подобным артефактам: новые придут - новое напишу, да и "поновители" не особо церемонились...
Мировую известность образу, раскрытие его красоты для поколений россиян - это заслуга той самой Советской власти: и реставрации, и сохранение в годы ВОВ, и многочисленные научные исследования, и печать на марках, открытках и в художественных альбомах, чтобы всякий и каждый, свой и чужой знал. какую красоту земля Русская рождала - это всё заслуга той самой "безбожной власти".
«Андрей Рублев» (1966) Тарковского - это советское кино. И лучшая реклама «Троицы» Рублева.
Но прошли времена советские, безбожные, и настали новые, богоспасаемые.
И теперь РПЦ получила икону в "безвозмездное пользование", и даже на страхование святыни не потратится - спонсоры оплатят, а если вдруг с ней что произойдет - так на подхвате Третьяковка есть, чтоб "оперативно поправить". Если, конечно, удастся.. Чудотворцев в реставрационных мастерских, увы, нет.
Это, кстати, не первое разделение обретенной святыни на вершки и корешки - воссозданный храм Христа Спасителя тоже безвозмездно использует РПЦ для своих возвышенных целей, а вот содержит его московский налогоплательщик вне зависимости от своего вероисповедания или отсутствия оного, причем ежегодные траты бюджета исчисляются сотнями миллионов. А что делать? Угодий-то с крестьянами нет, вот и приходится...
И оправдание этому есть! Вот, к примеру, одно из великолепных:
полезно и правильно добиваться от государства передачи нового и нового имущества во владение или хотя оперативное пользование Церкви.
На протяжении трех с лишним веков сменявшие друг друга правительства в основном рассчитывали взять у Церкви что-либо, пожалованное ей прежде или приобретенное на деньги верующих. И брали. Брали без конца, без отдачи, без особой заботы о самой Церкви. Самое время кое-что дать ей! В конце концов, Церковь наших дней обеспечивает более эффективное пользование собственностью, чем кто бы то ни было. Где Церковь — там обрабатывается земля, идет строительство, дымят заводики. Там сады, огороды, цветники, мастерские, пекарни, типографии. А отойти от церковных владений на двадцать шагов — и властно вступит в свои права заметная разруха... Где Церковь — там труд, порядок, чистота.
Так что радуемся, братие, ибо отделение вершков от корешков полным ходом следует!
НепоДзензурное традиционно тут:
https://vk.com/public199851025
или тут
https://old-venefica.livejournal.com/
Сарказм в уксусе, йад с перцем, окололитературные изыскания и прочие деликатесы, взращенные на отечественных реалиях