Найти тему
Евгений Додолев // MoulinRougeMagazine

Александр ДОМОГАРОВ: «Я пробовался [на роль Высоцкого]»

Оглавление

Вчера 60 лет стукнуло Александру ДОМОГАРОВУ. Недавно беседовал с ним о Высоцком.

Видел я передачу, перед нашей встречей просматривал, в Самаре поёте вещи из репертуара Высоцкого. Начал «копать» и выяснил, что существует какой-то проект.

- Да, мы придумали лет семь назад с Никитой Владимировичем [Высоцким] проект под названием «Дороги Высоцкого». Никита взял на себя, так скажем, образ рассказчика. Я взял на себя миссию невыполнимую, попытался заняться музыкальной частью, и в силу своих способностей пропеть Высоцкого. Мы сначала взяли самые, как нам казались, знаковые песни…

Фото Никиты Симонова
Фото Никиты Симонова
Фото Никиты Симонова
Фото Никиты Симонова
Фото Никиты Симонова
Фото Никиты Симонова

«Знаковые»… То есть, вы сами определяли, что является знаковым?

- Ну, как мне казалось, что это действительно знаковые песни… «Лирическая», «Песня о друге» - их набралось на тот момент 12. Сейчас их 17.

А Никита Владимирович читает стихи.

Было написано около пяти тысяч стихотворений-посвящений.

Для меня очень ценно, что написал Булат Шалвович Окуджава, и то, что исполнял Александр Градский:

Я совсем не был с ним знаком. Но о друге мечтал таком,

Что меня не продаст тайком, хоть его жги огнем

У дороги цветком таким, он назло многим рос-таки

Вы, вокальных дел мастаки, не споете о нем

Совпадая с фамилией, наказуя и милуя

Вверх стремился он с силою, что не выразить мне!

Но, как ведётся в святой Руси, сколь поэта ни возноси

Его высь «иже в небеси», ну а тело в земле.

Александр, а когда и при каких обстоятельствах вы, собственно, познакомились с Никитой Владимировичем?

- С Никитой мы познакомились в 1986 году. Это команда актёров - военнослужащих Театра Советской Армии. Золотое место, где встречались все, кто не встречались в жизни. Которых судьба разводила…

Но идея родилась по нынешним меркам совсем недавно, тянуло попробовать рассказать… Потому что у Высоцкого же нет песен, как таковых. Он, наверно, ближе к Булату Шалвовичу [Окуджаве]. Стихи переложены на какой-то аккомпанемент гитары.

Мелодичность - не знаю, очень много похожих аккордов… Когда говорят, что Высоцкий не мелодист, могу поспорить… Назову несколько песен. «Лирическая», «Холода», «Он вчера не вернулся из боя»… Можно её сделать так, что люди будут плакать. Можно её спеть просто под музыку, произнося слова. А можно из этого сделать музыкальное ПРО-ИЗ-ВЕ-ДЕ-НИ-Е. И этому все предпосылки есть.

Ну, это то, что вы и делаете, насколько я понимаю.

- Ну, мы… Мы стараемся. Я поэтому и взялся, мне так хотелось рассказывать истории. Кто-то говорит, это удалось, разные мнения, дело не в этом. Это наш поклон.

Мы действительно выступали в Самаре… Пять тысяч человек, пожалуйста. У меня были сомнения, как можно - Высоцкий, симфонический оркестр, лёд, фигуристы - всё сочетается. Всё сочетается…

Многие считают, что ранний уход, как у Высоцкого – способствует популярности. Ну, Джим Моррисон из The Doors, Мэрилин Монро, Че Гевара… Как считаете, если бы Высоцкого не «забрали» так рано, в 1980-м году, он бы по-прежнему сейчас, в 2023-м году, был столь же популярен?

- Ну, кто может на этот вопрос ответить? Я с вами не согласен, что ранний уход способствует взлёту популярности. Он способствует, наверно, освобождению.

Думаю, что он был бы очень известен сейчас.

Но этот человек не мог не уйти - это раз.

А свобода его и дикий всплеск популярности только потому, что вот теперь-то, наконец-то, можно и нужно! И вот пришло время! И это время не останавливается.

Высоцкий - смысловой… Он «не про музыку», он про стихи на музыку.

А с автором сценария, с Никитой, обсуждали фильм «Спасибо что живой»?

- Э… Я пробовался, не получилось. У меня были пробы, и мы как раз с Никитой Владимировичем говорили по поводу этого. Я сказал свои мысли по этому поводу… Он говорит: «Думаешь, развенчание героя?» - Я отвечаю: «Нет. Для меня - нет. Но я не уверен, что об этом надо знать миллионам».

Есть вот та маленькая грань, мне кажется, всё-таки должна оставаться.

«Высоцкий. Спасибо, что живой» — российский биографический фильм режиссёра Петра Буслова о нескольких драматических днях из жизни Владимира Высоцкого. Сценаристом фильма является сын Владимира Высоцкого. Среди снятых в России в 2011 году 69 кинофильмов фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» имел наивысшие кассовые сборы. Станислав Говорухин утверждал, что «непонятно, какие фильмы — наши или голливудские — безнравственнее. Вот, например, фильм «Высоцкий» — безнравственный же!».

Фильм мне понравился, но вы ведь понимаете, что если бы автором сценария не был бы сын, который является хранителем памяти, была бы гораздо более жёсткая реакция

- Вы сами сказали - фильм хороший. Он безумно хорош по актёрским работам, безумно хорош. Там нету «провисов» актёрских. Это больше 80% успеха. Потому что все начинают смотреть уже за персонажами, они туда, через экран тебя уносят, и ты уже следишь за сюжетом, потому что ты смотришь на реакцию людей, что с ними происходит в тот момент, когда вдруг это случилось. И ты уже смотришь, как беспомощно себя ведёт Панин (Андрей Панин играет личного врача Высоцкого, прообраз — Анатолий Федотов – Е.Д.) уже тебя накрывает, уже сама ситуация.

Самое интересное… ровно за год… (в финальных титрах фильма сообщается, что Высоцкий умер ровно через год после своей клинической смерти в Бухаре, 25 июля 1980 года – Е.Д.). Ну вот Боженька звонит тебе и говорит: «Возьми трубочку, пожалуйста! Алё, э… э… возьми трубочку!».

Фото Никиты Симонова
Фото Никиты Симонова
Фото Никиты Симонова
Фото Никиты Симонова
Фото Никиты Симонова
Фото Никиты Симонова

&&&&&