Я долгожданно оказалась в непосредственной близости от одного из самых необычных арт-проектов в Подмосковье Калужской области и полностью удовлетворила свое любопытство.
Если вкратце, то это огромная лесопарковая зона с разрозненными произведениями искусства (далее "Объект")), выполненными из природных материалов и вписанными в ландшафт.
Для посещения, со слов владельцев, необходимо приобрести аж два билета - на посещение национального парка и на проезд. Да простят меня организаторы, хоть мы и честно приобрели все билеты, где именно и кто по плану их должен проверять, мы так и не обнаружили. Да и в целом, если вы случайно проскочили импровизированный ресепшн, вряд-ли вам придется за ними возвращаться. Но это так, к слову.
Почему Никола ленится?
Свое название деревушка берет из интересной легенды.
Накануне дня Святого Угодника Николая на небольшое поселение напал враг с другого берега Угры. Были то литовцы или татаро-монголы, старожилы не упомнят.
Местные жители предпочли сопротивлению временное бегство, а враг принялся отмечать легкую победу (культурно отдыхать). Вот тогда то и застала его ленивого врасплох местная дружина. Мораль сей басни... а нет, вот оттуда то и взялся Никола (чудотворец) и Ленивцы (толи татары, толи литовцы).
(вольный перевод статьи из Википедии)
В 1480 году Никола-Ленивец вошел в историю, как стратегически-важный объект при стоянии на Угре. Это событие положило конец татаро-монгольскому игу.
Достопримечательности с историей.
На территории арт-парка продолжаются раскопки, а найденные ценности направляются в историко-краеведческий музей.
На высоком холме возле Угры стоит Храм Пресвятой Троицы. Несмотря на свое полностью обветшалое состояние, он действующий. На стенах едва проглядывает великолепная роспись. Местные верующие заботливо расположили в храме распечатанные принты икон, создали импровизированный алтарь и каноны, и всеми силами стремятся поддерживать стремительно разрушающуюся реликвию.
А над храмом кружат верные стражи - черные вороны. Визуально, зрелище, вселяющее одновременно восхищение и священный страх.
Создание арт-пространства.
В 2006 году живописный берег Угры принял на своей территории первый фестиваль "Архстояние". Он пришел на смену "АртКлязме" и "АртПолю". Став своеобразной эволюцией актуального жанра, объекты современного искусства, интегрированные в ландшафт, изначально носили временных характер.
Однако, со слов известного арт-критика Ирины Кулик:
Объекты «АрхСтояния» задуманы как временные, но в них нет ни случайной эфемерности остатков пикника, который надо убирать сразу по окончании фестиваля, ни той товарной самодостаточности, которая позволяет вынуть их из пейзажа, как с витрины, и перенести в любое другое место. Произведения участников фестиваля не кокетничают своей инородностью пейзажу и не стремятся подчинить его себе, но просто разделяют его бытие.
С этого момента фестиваль проходит ежегодно, сохраняя и пополняя коллекцию. Свобода самовыражения, творческая атмосфера и энтузиазм довольно быстро начали давать первые плоды и на карте достопримечательностей появилась уникальная локация, привлекающая внимание представителей искусства со всего мира.
В 2011 году создатель и основатель бренда "Связной" Максим Ноготков выкупил территорию в 600 гектаров и пригласил французских дизайнеров и архитекторов для оформления ландшафта парка.
Так с 2012 года на территории появился "Версаль", зоны отдыха, кемпинг, хостел, кафе, кинотеатр под открытым небом, удобный лендинг и WiFi.
В рамках обмена опытом, русские и французские студенты продолжили постепенно заполнять парк своими проектами. В соседней деревне Звизжи появилась производственно-творческая территория "Стан" и мастерские "Никола-Ленивецких промыслов".
Визуал.
На посещение всех знаковых точек парка лучше закладывать целый день. Разрозненные объекты сложно посмотреть без личного ТС.
На территории есть кафе, туалеты, кое-где появляется интернет.
Для более осознанного просмотра лучше читать концепцию, заложенную автором. Самые объемные (и, полагаю, первые) скульптуры расположены вместе с макетами. Это дает интересный ракурс для фото и возможность увидеть задумку в ее исконном виде.