Найти тему

Заяй-йог и гигантская черепаха: парк соломенных фигур создали с помощью нейросети 🧠

Оглавление

В Иркутске прошел фестиваль «Энергия лета». Искусственный интеллект сгенерировал образы фигур, а художники из разных городов России построили их за неделю из соломы. Арт-объекты простоят на набережной Ангары до конца лета.

© Фоторепортаж: Евгений Михайлов
© Фоторепортаж: Евгений Михайлов

В Иркутске завершился первый фестиваль соломы «Энергия лета», устроенный энергохолдингом Эн+. На память о нем на бульваре Гагарина до конца августа останутся 10 арт-объектов, созданных художниками из разных городов России. Все эти образы сгенерированы нейросетью и воплощены мастерами буквально за неделю.

ВСЕГО БЫЛО ИЗРАСХОДОВАНО ДВА КАМАЗА СОЛОМЫ И 20 КМ БЕЧЕВКИ.

Участники фестиваля работали с утра и до самой темноты, в проливной дождь и под палящим солнцем. Они сшивали солому иголками и нитками, прикалывали степлером, прикручивали шуруповертом и изобретали другие способы работы с экологичным и необычным материалом.

«Первый Байкальский» побывал на площадке и поговорил с участниками.

Скульптура «Дух леса», 1 место

Алексей Васюков 
г. Краснокамск (Пермский край)

Победителем фестиваля стала работа «Дух леса» Алексея Васюкова из Пермского края
Победителем фестиваля стала работа «Дух леса» Алексея Васюкова из Пермского края

– Я решил, что у природы должен быть мистический защитник, поэтому запросил у нейросети именно «Духа леса». Искусственный интеллект выдал мне некий образ, а я его адаптировал, добавил новые элементы и детали.

Арт-объект из соломы делаю впервые. Нахожу новые способы работы с материалом, включаю смекалку, в общем, изобретаю велосипед. Самое главное здесь – продумать каркас, на это ушло больше половины времени, а солома – это уже фактура.

Если бы все скульпторы делали вечными, у нас все было бы в бронзе и камне. А здесь ты быстро создаешь, оно исчезает – и у тебя есть возможность снова работать.

Скульптура «Байкальская рыба», 2 место

Георгий Чантурия 
пос. Утулик (Иркутская область)

Как рассказал мастер, его герой не терпит, когда кто-то оставляет после себя мусор
Как рассказал мастер, его герой не терпит, когда кто-то оставляет после себя мусор

– Я живу на Байкале, мне интересна окружающая среда, поэтому я и сделал запрос нейросети «байкальская рыба». И сгенерированный образ мне очень понравился. Это такая чудо-рыба, а не омуль, который многим представляется.

Нейросеть – это помощь для художника. Она экономит массу времени, которую мы обычно тратим на техническую сторону. Уже не надо рисовать, стирать, снова рисовать и снова стирать. 

Я привык создавать то, что скоро исчезнет, ведь больше 20 лет строю ледяные городки в иркутском сквере Кирова. Конечно, в каждом произведении остается часть души. Но они дарят радость публике, и это хорошо.

Скульптура «Мой дом», 3 место

Ольга Морозова 
г. Омск

Ольга Морозова: «Нейросеть я рассматриваю как библиотеку образов и смыслов, где можно быстро набрать нужную информацию и оформить ее».
Ольга Морозова: «Нейросеть я рассматриваю как библиотеку образов и смыслов, где можно быстро набрать нужную информацию и оформить ее».

– С соломой работать непросто. Вот я уже третий день прибиваю ее степлером к каркасу, потому что мне нужна графика, четкие грани. Приходится выбирать ровные соломинки, затем прикреплять их скрепками. Кажется, что ничего сложного, но рука уже отнимается.

Работать в затяжные дожди, конечно, непросто, но эти пейзажи на набережной Ангары вдохновляли. К тому же оказалось, что с влажной соломой работать гораздо удобнее, чем с сухой: она становится более пластичной.

У соломы приятный аромат, как у дерева. Можно прямо залезть в тюк и немножко отдохнуть (смеется). Из нее можно лепить, как из глины, но все же она не похожа ни на один материал.

Скульптура «Цветок судьбы»

Софья Загребалова 
г. Иркутск

В этой скульптуре зрители смогли разглядеть ураган, улитку, ухо и гнездо
В этой скульптуре зрители смогли разглядеть ураган, улитку, ухо и гнездо

– Я художница-самоучка, сейчас учусь в Иркутском техникуме архитектуры и строительства. И это моя первая скульптура.  

К нейросети у меня был запрос «Роза. Абстракция». Обычный цветок скучновато делать, другое дело – абстрактный образ. Даже сейчас люди подходят и гадают, что это. Слышала уже разные версии: ураган, улитка, ухо, гнездо и так далее. В этом и смысл – чтобы каждый увидел свое.

Скульптура «Птицы солнца»

Оксана Горбунова 
г. Свирск (Иркутская область)

Журавлиная стая, созданная художницей из Свирска
Журавлиная стая, созданная художницей из Свирска

– Я попросила нейросеть сгенерировать журавлей. Это птицы, в которых, по легенде, превращались погибшие воины. А еще журавли прилетают с наступлением лета, так что они идеально подходят для летнего фестиваля. Правда, чтобы получилось именно то, что нужно, пришлось уточнять все до мельчайших деталей.

Нейросеть – это чудо. Конечно, эскизы нужно дорабатывать, но это огромная помощь художнику, когда буквально за несколько секунд можно увидеть разные варианты работы, даже представить, как она будет выглядеть в пространстве.

С соломой я работаю впервые. Могу сказать, что материал приятный, ароматный, принимает любую форму, после него руки остаются чистыми.

Скульптура «Рыбак и его рыба»

Максим Усов 
с. Тельма (Иркутская область)

Образ рыбака автор выбрал за узнаваемость и за то, что он затрагивает проблемы взаимодействия человека и природы
Образ рыбака автор выбрал за узнаваемость и за то, что он затрагивает проблемы взаимодействия человека и природы

– Из соломы здорово плести. А когда она мокрая, ее можно крутить, связывать и придавать ей любую форму. В этом смысле дожди сыграли нам на руку.

Нейросеть для меня спорное явление. Любая сгенерированная ей фигура остается незавершенной. Приходится проявлять смекалку, чтобы осуществить идею. К тому же люди быстро привыкают к хорошему и могут потерять ценный навык самостоятельного генерирования идей. Сейчас даже в интернете можно найти любую картинку, но лучше все-таки изобретать самому.

К короткой жизни скульптуры я отношусь нормально. Любая работа рано или поздно разрушится, даже бетонная. Смысл в том, чтобы она несла красоту в течение отмеренного ей времени.

Скульптура «Единорожка»

Андрей Кузнецов 
г. Шелехов (Иркутская область)

Единорога можно встретить не только в сказках, но и на набережной Иркутска до конца лета
Единорога можно встретить не только в сказках, но и на набережной Иркутска до конца лета

– Я впервые работаю и с соломой, и с нейросетью. Материал отдаленно похож на глину: ты набираешь массу, лепишь, получаешь нужную форму, а потом дорабатываешь.

Нейросеть хороша как источник идей. Задаешь параметры, она тебе выдает сразу 20 изображений. Но искусственный интеллект многого не учитывает, иногда игнорирует детали запроса. Ему еще нужно поучиться у людей!

Свою скульптуру я называю «Единорожка-красотка». Знаю, что ее жизнь продлится всего пару месяцев. Жалею, но что поделать – даже гранит со временем разрушается.

Скульптура «Байкальский кит»

Илья Мехряков
г. Пермь

Илья Мехряков решил использовать объемность материала и построил из соломы кита
Илья Мехряков решил использовать объемность материала и построил из соломы кита

– Я выбрал кита, потому что в моем представлении солома позволяет создавать большие объемы. Солома – это фактура и текстура. Она дает тени, рельеф, имеет цвета и рисунки: где-то есть колоски, где-то встречаются листики. Эффект абсолютной органичности.

Нейросеть для меня – бесценный инструмент для творчества. И радует то, что инструмент этот свободный. Ее может использовать каждый человек. За этим будущее.

Скульпторы, работающие со льдом (как я), приучены к тому, что работа исчезнет, переродится. Мы и так наследили в вечности, зачем нам еще и вечные произведения?

Скульптура «Заяц Дзен»

Юрий Мистрюков
г. Рязань

«Из всех материалов, с которыми я работал, солома ближе всего ко льду», — говорит автор.
«Из всех материалов, с которыми я работал, солома ближе всего ко льду», — говорит автор.

– Заяц, которого выдала нам нейросеть, был недостаточно остёр. Я решил, что работа должна быть звонче. Мы переместили зайца в центр круга и решили, что он у нас будет заниматься йогой: такой поджарый, бодрый, рельефный. Через йогу пришли к медитации, начали фантазировать: заяц ищет гармонию, счастье, к нему стекаются морковки…

А потом были сладкие творческие муки: сначала прибиваешь, затем подстригаешь. Солома же мохнатая, и чтобы придать ей пластичности, приходится приложить немало усилий.

Я с удовольствием пользуюсь нейросетью как инструментом, но знаю, что она не заменит художника. Мы не перестанем рисовать эскизы, но искусственный интеллект сможет подсказывать нам неожиданные ходы, детали, изюминки. И кто сказал, что скульптура исчезнет? В век фотографий и соцсетей она останется с нами навсегда.

Скульптура «Бабочка»

Роман Веснин 
г. Свирск (Иркутская область)

Роман Веснин: «Бабочка для меня – символ просветления. Если увидел бабочку, значит, находишься в зоне прозрения»
Роман Веснин: «Бабочка для меня – символ просветления. Если увидел бабочку, значит, находишься в зоне прозрения»

– Я принципиально отвергаю нейросеть. Думаю, что моя цивилизация закончится на ручном труде. Обращение к искусственному интеллекту – это деградация сознания: мы ленимся думать, возлагая ответственность на робота. Поэтому с нейросетью напрямую я не взаимодействовал, мне предоставили эскиз.

Солома – потрясающий живой материал, который я знаю и люблю с детства. Это приятный запах, теплый охристый цвет и возможность работать быстро. В этой быстротечности есть своя приятная философия. Мгновенный результат дает больше возможностей для импровизации. Дал эмоцию – приступаешь к следующей. В наше время клипового мышления это то, что нужно.

Работы фестиваля «Энергия лета» останутся на набережной Ангары до конца августа. Вход в арт-пространство свободный.

Какая работа впечатлила больше всего? Пишите в комментариях👇🏻