Найти в Дзене
17-я Кафизма

Есть ли, что-то человеческое у Бога? Антропоморфизмы и антропопатизмы Священного Писания.

Как мы знаем из Священного Писания,

Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. (Ин.4:24)

и это означает, что для Бога чуждо все материальное и телесное. Господь непознаваем до конца даже для ангелов, но мы, читая Священное Писание и другие Богодухновенные книги, часто находим в них очень много мест, где Богу приписываются какие-либо материальные и нематериальные человеческие качества. Например:

“но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева, (Быт.49:24)”.
“Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи. (Пс.26:8).”
“и дал мне Господь две скрижали каменные, написанные перстом Божиим, а на них [написаны были] все слова, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания. (Втор.9:10)”.

Как мы видим, в этих отрывках говорится о руках, о лице Господа и о Его пальце (персте), то есть о частях тела, которых у Бога быть, естественно, не может. То есть Богу приписываются человеческие части тела. Такие выражения называются антропоморфизмами Священного Писания.

Но не менее редко мы можем обнаружить как Богу приписываются и чисто человеческие эмоции, также абсолютно чуждые Богу, которые называются антропопатизмы. Например:

“и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. (Быт.6:6)”.
“не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, (Исх.20:5)”.

Иоанн Дамаскин говорил: «Что Бог по природе бестелесен, это ясно. Ибо как может быть телом то, что бесконечно и беспредельно, не имеет образа, не подлежит осязанию, невидимо, просто и несложно?»

Следует понимать, что антропоморфизмы и антропопатизмы используются  для того, чтобы мы хоть как то могли понять Священное Писание. С древних времен святые отцы Церкви говорят о том, что не нужно понимать антропоморфизмы буквально, так как они даны нам как символы, соответствующие нашей человеческой природе и которые может понять наш разум.

Например под лицом мы можем понимать откровение Божье или то, что Господь как-то себя обнаружил, под Его руками, скорее всего, имеется ввиду его могущество, а под очами Бога то, что Господь видит всех на Земле и знает обо всем, что мы делаем. То есть все нужно понимать символически.

В итоге мы можем сделать вывод, что антропоморфизмы и антропопатизмы не отражают реальных свойств и действий Бога, а выражают только особенности нашего мышления и восприятия и такие выражения следует понимать символично и иносказательно. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что: "Когда ты слышишь слова "ярость" и "гнев" в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного. Говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых".

Спасибо за то, что дочитали статью до конца! Если она была вам интересна и полезна, пожалуйста поставьте лайк или напишите комментарий, это очень поможет развитию каналу и дает дополнительную мотивацию и понимание того, что это кому -то интересно кроме меня)