Найти тему
Музклассы.рф

Слэп на бас-гитаре: классические и современные приемы игры

Оглавление

Слэп — одна из самых распространенных техник игры на бас-гитаре. Уверенное владение слэпом необходимо каждому профессиональному басисту, который хочет сделать свою басовую линию яркой, запоминающейся и «качовой».

В статье рассказываем о классических и современных приемах игры слэпом, объясняем технику игры на конкретных примерах, а также даем некоторые практические советы. Поможет нам в этом Николай Дадюков, музыкант с большим стажем, преподаватель и басист групп Wicked Rumble, «СтимФония», Biorate. Для демонстрации примеров игры он использует свою замечательную бас-гитару Inspector Basstion.

Николай Дадюков: Wicked Rumble, «СтимФония», Biorate. Бас-гитара Inspector Basstion. Фото: Анастасия Волкова
Николай Дадюков: Wicked Rumble, «СтимФония», Biorate. Бас-гитара Inspector Basstion. Фото: Анастасия Волкова
Посмотреть полное обучающее видео с объяснениями приемов и техник игры можно на нашем YouTube-канале здесь: Урок «Игра слэпом на бас-гитаре с Николаем Дадюковым»

Что такое слэп?

Слэп — это способ извлечения звука правой рукой, при котором большой палец бьет по струне, а средний или указательный подцепляет ее, оттягивает и отпускает. Ударяясь о лады, струна издает характерный громкий и резкий звук.

При таком способе игры инструмент превращается в перкуссию, что нисколько не мешает вести басовую линию, давать мелодическую, гармоническую основу, солировать. Задавать или дополнять ритм помогает громкий «щелчок» в начале звучащей ноты, похожий на удар по барабану.

Слэп появился в Америке в конце шестидесятых, когда некто Ларри Грэм (Larry Graham) решил использовать свою бас-гитару в качестве ударной установки. Его группа была вынуждена обходиться без барабанщика, и Ларри Грэм стал играть за бас-бочку большим пальцем. Постепенно он пришел к тому, что указательным пальцем можно играть за снейр. Слэп, каким мы его знаем, мир впервые услышал в 1969 году, когда Sly & The Family Stone выпустили сингл «Thank You (Falettinme Be Mice Elf Agin)».

Сначала слэп использовался в основном в фанке, но в семидесятых шло активное смешение стилей. Менялся рок, вбирая в себя новые направления, джазовые музыканты постепенно переходили на фьюжн, появился панк. Танцевальная музыка становилась все более ритмичной. К концу семидесятых слэп уже звучал из каждого приемника, становясь характерной чертой современной поп-культуры, ее важным опознавательным знаком.

Фестиваль Blues Bike Festival Suzdal 2021 . Фото: Анастасия Волкова
Фестиваль Blues Bike Festival Suzdal 2021 . Фото: Анастасия Волкова

Приемы игры слэпом: термины и обозначения

  1. Удар большим пальцем имеет два общеупотребимых названия: slap и thumb. Обозначается буквами S или T. Чаще всего используется именно S, поскольку буква T стала применяться для обозначения другого современного гитарного и бас-гитарного приема — «тэппинга».
  2. Прием, при котором струну оттягивают и отпускают указательным или средним пальцем, называют pop и pluck. Русскоязычным музыкантам он также известен как «подцеп». Обозначается буквой P.
  3. Hammer on, или «восходящее легато» — прием, когда переход от одной, уже звучащей ноты, к более высокой ноте осуществляется без участия правой руки. Звук извлекается пальцем левой руки, при этом он не просто встает на нужную ноту, а работает, как молоточек внутри фортепиано. Для обозначения этого приема две ноты соединяются скругленной линией.
  4. Pull off, или «нисходящее легато» — обратное движение от высокой к низкой ноте без участия правой руки. При его исполнении важно, чтобы палец не просто отрывался от грифа, а немного оттягивал струну вниз (pull — тянуть,тащить), иначе следующая нота прозвучит тускло и невыразительно. Прием также обозначается скругленной линией между нотами. Иногда к обозначению приемов hammer on и pull off добавляют буквы H (h.o) или P (p.o) соответственно. Но буквенные обозначения практически не употребляются, так как по звуковысотному соотношению нот и так понятно, какой прием используем. Также нужно отметить, что эти приемы могут последовательно чередоваться без участия правой руки. В таких случаях обычно скобка соединяет все ноты этой музыкальной фразы. Если первая нота на конкретной струне исполняется приемом hammer on без извлечения предшествующей ноты правой рукой, то такой прием называется «тэппинг». Он бывает «одноручный» и «двуручный». Но поскольку мы говорим про слэп, когда правая рука активно используется для ударов и подцепов, то чаще всего используется тэппинг именно левой рукой. Как мы уже сказали выше, обозначается он буквой T.
  5. Важным элементом при игре слэпом также является глушение струн. Так называемые «мертвые ноты» (ghost notes) обозначаются символом ˟. Это ноты без четко определенной звуковысотности. Они могут исполняться теми же приемами slap и pop, когда пальцы левой руки лежат на струнах, не прижимая их к ладам. Также эти ноты можно исполнять ударом по струнам несколькими прижатыми друг к другу пальцами левой руки. Последний описанный прием иногда обозначают буквами FH (fretting hand).
Пример обозначения слэпа в нотах
Пример обозначения слэпа в нотах

Различают две техники игры слэпом на бас-гитаре: классическую и современную. Мы подробно рассмотрим каждую из них. При игре слэпом левая рука тоже имеет свою специфику звукоизвлечения, но в этой статье мы разбираем характерную технику именно правой руки.

Классический слэп

Главная особенность классического подхода заключается в положении большого пальца правой руки. Он должен смотреть вверх относительно струны или располагаться параллельно ей. Оптимальное положение фаланги — под углом от 0 до 30 градусов. Конечно, вымерять градусы совсем не обязательно. Определяющими факторами здесь являются извлекаемый звук и удобство игры.

Фаланга, ударяя по струне, проходит ее поперек по касательной. При ударе большой палец ложится на струну, расположенную ниже, либо поднимается в исходное положение. Главное не мешать колебанию струны и не заглушать ноту, которая должна прозвучать. Траектория движения пальца образует с поверхностью грифа острый угол.

Смотрим, как выполняется прием Slap:

Удар происходит при вращении кисти вокруг своей оси. Можно извлечь звук, ударяя по струне от локтя, но от такой игры рука устанет быстрее, а попасть по струне будет сложнее.

Бить по струне следует боковой стороной пальца возле ногтевой пластины. Ноготь лучше при этом не задействовать, он быстро сточится или сломается. Многие бас-гитаристы предпочитают бить суставом. Он более твердый и прекрасно подходит для слэпа. Но следует помнить, что при частой и интенсивной игре на суставе может появиться заметное утолщение — костная мозоль. Она не болит, но в дальнейшем может навредить суставу.

Большой палец лучше располагать над ладами грифа, тогда звук будет более звонким. Не стоит бить по струне над звукоснимателем — при попадании по крышке будет слышен громкий и очень немузыкальный звук. Кроме того, чем ближе рука находится к грифу, тем легче делать подцеп.

Удар и следующий за ним подцеп исполняются одним поворотом кисти. При быстрой игре у руки не будет возможности делать для подцепа дополнительное движение.

Как выполнять прием Pop (подцеп):

Слэповая техника позволяет играть простые аккорды. Для этого можно подцепить сразу две струны указательным и средним пальцами. Часто к таким аккордам добавляют нижнюю ноту, играя ее большим пальцем, как при гитарном переборе.

Глушение и «мертвые ноты»

Как мы упоминали в самом начале, «глушение» в слэпе играет очень важную роль. Даже если не задевать при ударе соседние струны, они все равно начинают «заводиться» и давать лишние призвуки. Мы не можем использовать для глушения правую руку, поскольку она постоянно находится в воздухе и совершает движения с большой амплитудой. Соответственно на левую руку ложится двойная работа. Следует очень внимательно контролировать и использовать свободные в данный момент пальцы левой руки, прижимая не звучащие струны.

Перкуссионный характер слэпа также породил еще одну особенность данного стиля — частое исполнение «мертвых нот» . Удар или подцеп осуществляются на струне, которая в данный момент заглушена левой рукой.

Играть «мертвые ноты» можно не только правой рукой. Очень распространенным приемом является удар по струнам сложенными вместе пальцами левой руки (left hand slap или fretting hand slap). Чередуя звучащие ноты с «мертвыми», исполняемыми последовательно левой и правой рукой, можно добиться невероятной скорости и перкуссионной насыщенности игры.

Глушение струн и «мертвые ноты» на практике:

«Неакадемический слэп»

Эта разновидность классического слэпа распространена в основном среди рокеров и альтернативщиков, играющих фанк-рок. Главная особенность «неакадемического слэпа» заключается в том, что большой палец направлен вниз по отношению к струне. Часто это физиологически связано с полюбившейся многим манерой вешать инструмент на ремне максимально низко. Палец движется не по касательной к струне, а «падает» на нее перпендикулярно поверхности грифа. При ударе фаланга должна отскакивать от грифа, чтобы не заглушать ноту.

Смотрим, как это выглядит:

Современный слэп

Сложно сказать, когда появился современный слэп. Он включает в себя приемы, разработанные разными музыкантами в восьмидесятые и девяностые, но в его основе лежит старый академический стиль. Две главные технические особенности современного слэпа — приемы double thumb и «двойной поочередный подцеп».

Double thumb, или up down

Прием, когда по струне не просто бьют большим пальцем, а еще и подцепляют ее при движении кисти обратно вверх.

Прием не так прост, как кажется. На первых занятиях возникают сложности, когда за подцепом большим пальцем следует подцеп средним или указательным. Чтобы решить проблему, лучше расположить большой палец над ладами грифа — тогда он не будет «тонуть» в струнах. Чтобы звук стал более мощным и пробивным, нужно играть не над грифом, а между грифом и звукоснимателем. Если у кисти не хватает сил, ей можно помогать, немного приподнимая руку от локтя при подцепе большим пальцем и двигая ее от себя при подцепе указательным или средним.

Двойной поочередный подцеп

Прием дает возможность играть на одной струне подряд два подцепа в быстром темпе. Такой способ игры хорошо сочетается с техникой double thumb. Самый простой вариант — сложить вместе указательный и средний пальцы, чтобы струна соскочила с указательного, попав на средний, и только после этого ударилась о гриф. Подцепы прозвучат почти слитно. Первая нота не будет читаться и превратится в щелчок. Вторая будет отстоять от нее на неопределенную долю, похожую сразу на шестнадцатую и тридцать вторую.

Прием прост и звучит очень эффектно. Чтобы разделить два поочередных подцепа, расставить их по нужным долям и заставить первую ноту звучать, придется потратить много времени на занятия.

Наглядно про основные приемы современного слэпа:

Смотреть ролик целиком и начать тренироваться: Урок «Игра слэпом на бас-гитаре с Николаем Дадюковым»

Слэп продолжает эволюционировать, позволяя исполнять пассажи, которые раньше были доступны только для пальцевой техники. Соло становятся более изощренными, уже ничем не уступая гитарным или саксофонным. Слэп может быть звонким, глухим, чистым и нарочито грязным, модерновым и «под семидесятые». В общем — каким угодно. Оттачивая технику исполнения, современному бас-гитаристу нужно не забывать про изучение музыкальной теории и развивать чувство вкуса, чтобы получить максимальную свободу самовыражения, передавая слушателю чувства и настроения музыки.

#музклассы_образование #музклассы_инструменты #музклассы