Найти в Дзене
Вечерняя Казань

Такси в законе. В Татарстане разрешили порулить самозанятым

Убить двух зайцев одним выстрелом решили парламентарии Татарстана. На сегодняшней сессии Госсовета РТ они привели республиканское законодательство в соответствие  федеральным и одновременно создали предпосылки для резкого увеличения за счет самозанятых парка такси, который в 2023 году сократился более чем на четверть. Впрочем, новации могут привести и к обратному эффекту – вступающий в силу с 1 сентября Федеральный закон о такси 580-ФЗ, в соответствие с которым требуется привести республиканский, кратно увеличивает стоимость обязательной страховки – ОСАГО по тарифу для перевозчиков в несколько раз дороже полиса для обычных автомобилистов.

С 2011 года, когда был принят первый республиканский закон о такси, министерством транспорта и дорожного хозяйства РТ юридическим лицам и ИП было выдано 41 483 разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории РТ. Причем год от года количество разрешений и отказов от них колебалось, и весьма значительно. В первый год их было соответственно 950 и 114, а в 2012 году число тех и других многократно возросло – 6 787 и 728. В следующем году наметился спад - 4 720 и 659, а в 2014-ом опять подъем – 5 005 и 516. В 2015 и 2016 годах число соискателей и отказников снова пошло вниз – соответственно 3 189 и 602, 2 180 и 424. После чего качели продолжили движение вверх-вниз: 2017-й – 3 121 и 617, 2018-й – 2 800 и 577, 2019-й - 3 375 и 679. Последний резкий взлет популярности деятельности по перевозкам в такси был зафиксирован в 2020 году – 5 356 разрешений и 1 292 отказа, после чего она неуклонно снижалась: 2021-й – 1 889 и 350, 2022-й – 606 и 158. А в 2023 году количество такси уменьшилось по сравнению с прошлым годом на 28%, и теперь составляет в республике всего 3 524 единицы. Не удивительно, что при столь резком снижении предложения читатели «Вечерней Казани» пожаловались на кратное повышение цен на поездки в такси, а вопрос под несчастливым номером 13 в повестке дня сегодняшней сессии Госсовета РТ оказался одним из самых обсуждаемых.

-2

С докладом по вопросу «О проекте закона РТ № 451-6 «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в РТ» выступил министр Фарит Ханифов.

- 1 сентября 2023 года вступает в силу Федеральный закон от 29 декабря 2022 года 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в РФ», которым вводится комплексное регулирование в отношении такси, меняющее действующую модель государственного регулирования рынка такси, - сообщил он. – В рамках приведения республиканского законодательства в соответствие с федеральным разработан проект регионального закона о такси.

Федеральным законом расширяется круг лиц, которые могут осуществлять деятельность по перевозке пассажиров. Теперь это будут не только юридические лица и ИП, но и физические лица – самозанятые, при условии заключения ими договора со службой заказа легкового такси. Также предусматривается создание трех региональных реестров, ведение которых будет осуществляться в федеральной государственной информационной системе легковых такси. Первый – реестр служб заказа такси, второй – реестр перевозчиков, третий – сами машины такси. Деятельность по перевозке будет осуществляться на основании разрешения, электронного документа, подтверждающего запись в региональном реестре перевозчиков. Порядок приостановления, аннулирования и возобновления действия разрешений будет устанавливать Кабмин РТ. Плата за выдачу, приостановление и аннулирование таких разрешений, которая в Татарстане сегодня составляет 400 рублей, взиматься не будет. До настоящего времени законодательно не была урегулирована деятельность служб заказа, их правоотношения с перевозчиками и пассажирами. Федеральный закон устраняет этот пробел, устанавливает требования, предъявляемые к службе заказа. Отдельно урегулирован вопрос об ответственности службы заказа за реальный ущерб, причиненный жизни или здоровью пассажира при перевозке.

-3

Проектом Закона РТ устанавливаются требования к цвету легкового такси. Это может быть желтый или белый цвет, как это и было определено республиканским законом о такси от 2011 года. При этом требования к цветовой гамме также установлены законами в Москве (желтый), Краснодаре (желтый и белый), Пензе (белый), Ростове-на-Дону (желтый и белый), Подмосковье и Санкт-Петербурге (белый с желтыми полосами). Также законопроектом предусматривается, что разрешение на деятельность по оказанию услуг легкового такси перевозчикам и службам заказа выдается на 5 лет. Законопроектом устанавливаются основные понятия в сфере перевозок легковым такси, разграничиваются полномочия Кабмина РТ и Минтранса РТ в части их регулирования.

После доклада депутаты стали активно задавать вопросы.

- Будет ли в новом законе предусмотрено, что водитель такси обязан проходить медосмотр? – полюбопытствовал Ильдар Шамилов.

Ханифов заверил, что уже сегодня и техосмотр машины, и медицинское освидетельствование водителя являются обязательными.

- Не повлечет ли то, что мы сегодня примем, дальнейшее повышение цен на услуги такси, потому что это очень важно для населения? – спросил Николай Рыбушкин, видимо, уже осведомленный о том, что федеральный закон обязывает юридических лиц, ИП и самозанятых, оказывающих услуги такси, иметь полис ОСАГО по тарифу для перевозчиков, который в несколько раз дороже полиса для обычных автомобилистов.

- Мы анализировали кэш одной поездки такси, начиная с 2017 года. Всегда есть периоды роста стоимости проезда и ее уменьшения. Когда в Казани настает туристический бум, она подскакивает, а потом опускается, - заверил его министр. – Сильные морозы пришли, опять стоимость пошла верх. Хочу также сказать, что у нас было зарегистрировано 8 тысяч автомашин, сегодня их осталось 3 500. Я думаю, что этот серый рынок все-таки вольется в наши ряды как самозанятые. Как отреагирует рынок тарифа? Наверное, как всегда, чуть подрастет, потом все придет в норму.

Азат Хамаев задал вопрос про грузовые такси, на что получил ответ, что там все уже законодательно отрегулировано.

-4

Председатель комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин, выступивший с содокладом, довольно критично оценил законопроект.

- Он разработан в рамках полномочий региона, определенных базовым федеральным законом. Их не так много, три. Полномочия по установлению цветовой гаммы кузова, срок деятельности службы заказа урегулированы в текущем проекте, и один по наделению (полномочиями) подведомственных Минтрансу государственных учреждений – пока в проекте его нет, - посетовал депутат. - Еще девять полномочий, предполагающих вариативность регулирования законом или подзаконным актом, в большинстве своем связаны с порядком ведения региональных реестров. Также закреплена возможность установления требований к аттестации водителей на знание объектов транспортной и иной инфраструктуры, в том числе экологического класса такси. Ряд субъектов, Москва, Московская область, Санкт-Петербург такие полномочия в своих законах реализовали. В нашем законопроекте таких требований пока нет.

-5

Несмотря на критику и то, что в повестке дня законопроект был заявлен только в первом чтении, Тыгин предложил сразу принять его в целом. Однако еще до начала голосования слово взял руководитель фракции КПРФ Хафиз Миргалимов, который задался вопросом, почему про пассажиров ничего не сказано в данном законе, и почему-то вспомнил про социальные автобусы, пенсионеров и инвалидов.

Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин несколько раз попросил его не повторяться, после чего точку в обсуждении по просьбе спикера парламента поставили руководитель профильного комитета Александр Тыгин и глава Минтранса РТ Фарит Ханифов.

- В законе все детали расписаны, например, двухмиллионная страховка для жизни и здоровья, страховка на имущество. На наш взгляд, закон необходимо принимать и работать по нему, - заявил Тыгин. А Ханифов добавил, что закон как раз таки будет работать в первую очередь в интересах пассажира:

- До сих пор не было четко прописано, куда пассажир обращается, если вдруг что-то с ним случилось, не дай бог авария. Сегодня пассажир знает, куда обращаться. Именно служба заказа такси несет полную ответственность. Раньше это было пустое, так скажем, белое пятно.

В итоге депутаты приняли законопроект в первом чтении и в целом 79 голосами «за» при пяти «против».     

Автор: Евгений Аксенов

Фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань», сайт tatarstan.ru