Психотерапевтка из Одессы Катерина Дорум впервые прилетела в Израиль в 2017 году. Ей хотелось просто посмотреть страну, особенно Иерусалим. Точно также поступают каждый год сотни тысяч туристов. В гостях у друзей она познакомилась с будущим мужем.
Денис Дорум родом из Петербурга. Он репатриировался в 20 с небольшим, сразу после окончания истфака. Уже в Израиле получил второе высшее, религиоведческое образование. Денис водит экскурсии по Иерусалиму, увлеченно рассказывая слушателям, как в этом великом городе уживаются евреи, арабы, христиане, как столица Израиля строилась и перестраивалась, покоряясь завоевателям, тем не менее всегда оставаясь собой.
Познакомившись с Катериной, Денис позвал ее на персональную экскурсию. Так все и началось. Дальше было несколько лет отношений на расстоянии, Денис летал в Одессу, Катерина прилетала к нему в Израиль: “Если бы мы собирали мили, то накопили бы тогда очень много, до Америки могли бы долететь”, - рассказывает Катерина.
В Израиле не заключают светские браки, поэтому Денис и Катерина поженились в Украине. В качестве жены израильтянина Катерина приехала в Иерусалим в марте 2020 года. Денис предварительно уведомил МВД о смене семейного статуса, супруги собрали все документы, с тех пор раз в год они вместе приходят в МВД на собеседование, где проверяется, не фиктивные ли отношения у израильтян и их иностранных супругов. Собеседования проходят раздельно, ответы супругов должны совпасть.
Катерина Дорум:
“У нас были забавные эпизоды на собеседованиях. Сотрудница МВД как-то спросила, кто живет у нас дома. Я перечислила детей, друг друга. Потом в какой-то следующей фразе, рассказывая, как проходит утро, сказала, что кормлю котов. Сотрудница посмотрела на меня очень внимательно: “Каких котов? Вы же их не перечислили раньше!” Я страшно заволновалась. Сказала, что про котов забыла. Она меня успокоила: “Не переживайте, Денис тоже про них забыл сказать”.
В другой раз речь зашла о счете в Израиле. Сотрудник МВД спросил, когда мы обсуждали, как у нас в семье устроена совместная финансовая жизнь, есть ли у меня счет. Я сказала, что есть. Сотрудник ответил: “А Денис говорит, у вас нет счета”.
Я говорю, он сам мне его открывал. Вряд ли он мог забыть. Позвали Дениса. Они перекинулись парой фраз на иврите, Денис посмотрел на меня с круглыми глазами: “У тебя есть накопления?”
Я: Нет, счет есть. Накоплений нет!
Сотрудник не очень знал русский, перепутал слова “накопления” и “счет”. Увы, это не одно и тоже”
У Катерины ВНЖ (израильская виза алеф-5). Гражданство она сможет получить, ориентировочно, в 2024 - 2025 году. Процесс оформления гражданства по вступлению в брак с гражданином Израиля называется СТУПРО (“ступенчатая процедура”), многие считают его мучительным и сложным. При этом само нахождение в браке с израильским гражданином, несмотря на то, что дает определенные права, в реальности накладывает очень много обязательств и ограничений.
Семейное положение
Вообще говоря, Израиль не приветствует смешанные браки - государство стремится оставаться еврейским. Репатриация, где один из супругов - еврей, а другой - нет, относительно простой путь получения гражданства. Брак с израильтянином - намного более сложная история. Если же человек с израильским паспортом никогда не жил в Израиле, вступил в брак с иностранным гражданином и решил переехать с семьей на историческую родину, тогда сложности вырастают кратно. В приципе, все бывает очень просто, - как об этом пишет женщина, чей муж проходил СТУПРО и чья история подходит к благополучному финалу:
Однако процесс сам по себе долгий и сложный. Смена семейного статуса происходит, как правило, за рубежом. Либо надо доказать свою принадлежность к иудаизму, поскольку, как гласит израильский закон, “брак и развод евреев в Израиле производятся по закону Торы и находятся в ведении специального судопроизводства раввинатских судов”. При этом неевреев в Израиле не женят.
Далее у супругов начинается процедура СТУПРО. В качестве жены / мужа гражданина Израиля иностранец получает сначала рабочую визу на полгода, затем, после собеседования, статус постоянного жителя страны (ВНЖ), и спустя четыре года можно подавать просьбу о предоставлении гражданства, при этом раз в год необходимо подтверждать свой статус супруга гражданина страны.
Согласно статистике МВД Израиля, 10% прошений о предоставлении статуса в Израиле на основании совместного проживания/брака являются ложными.
Если официального брака в другой стране супруги не заключали, процедура СТУПРО также может происходить - процесс будет длиться минимум семь лет вместо четырех, первые три года иностранцу должны давать рабочую визу, далее - нормальный ВНЖ.
О том, как подготовиться к процедуре СТУПРО и к собеседованию, что делать, если в прохождении легализации по браку в Израиле отказали, мы пишем в статье "Процедура воссоединения семьи"
Немаловажный вопрос, который нужно решить еще до подачи документов в МВД, отмечают эксперты, это въехать ли самостоятельно иностранному гражданину, партнеру/ше гражданина/ки Израиля в страну, или же дождаться официального приглашения из МВД: “Стоит понимать последствия решения. Если нет желания подождать официального приглашения от МВД (в среднем 4-5 месяцев), вы можете самостоятельно въехать в Израиль как турист. В таком случае всегда остаётся шанс, что на таможне вам откажут во въезде, и к моменту получения приглашения, у вас появиться “осложнение” и нужно будет сначала решить вопрос с правом на въезд. А также, даже после успешного въезда в Израиль, скорее всего, у вас закончится туристическая виза раньше, чем вас пригласят на открытие дела в МВД, в связи с чем, вы будите какое-то время в стране нелегально. С другой стороны, конечно, большой недостаток данной процедуры - долгое ожидание, открытия дела в МВД после подачи документов. Приглашение на въезд высылается после открытия дела”, - отмечает исполнительный директор ЦР “Шалом” Даниил Островский.
Наиболее правильный путь для начала СТУПРО - сначала в страну вернулся гражданин и уже тут, на месте, подтверждал документы о браке. При этом сотрудники “Натива” (израильская организация, которая в основном занимается вопросами установления подлинности документов репатриантов, но также ведает и смешанными браками) и МВД принимают желающих начать процедуру СТУПРО не каждый рабочий день. А еще придется записываться и ждать самого приема - всё может растянуться на несколько месяцев.
Некоторые предпочитают другой путь - супруг-иностранец влетает в страну как турист, и подается на СТУПРО в самом Израиле, пробуя менять статус. Путь рискованный и требующий наличия свободных денег (30 тыс. шекелей - порядка 700 тыс. рублей), которые нужно оставить в залог на всякий. Вот один из таких случаев:
Риск депортации негражданина при въезде совсем не гипотетический. При этом случаются совсем уж драматические истории. Одна из таких историй, ставшая достоянием израильских СМИ, случилась осенью 2022 года:
Не так давно израильское Управление миграции сделало заявление, что пропускать такие пары в страну все же будут. Однако по факту остается много неясностей - в том числе и по поводу огромного денежного залога.
Семейные проблемы
Вопросов и проблем, с которыми сталкиваются семьи, желающие воссоединиться в Израиле, много. Просто потому что у каждой семьи своя ситуация. Некоторые израильтяне, например, никогда не были в Израиле, в другой стране обзавелись семьями, и в какой-то момент решили уехать на родину. И попадают они при этом в очень странные обстоятельства.
Недавно израильтянка Николь Лейбман публично, в открытом письме руководству МВД Израиля обвинила чиновников в небрежении к собственным гражданам, проживающим за рубежом, и их проблемам с возвращением в страну с супругами-негражданами. Сравненине отношения к новым репатриантам и к возвращающимся гражданам явно не в пользу возвращающихся, особенно с нееврейской семьей (о том, как репатриироваться в Израиль, мы пишем в статье Репатриация в Израиль сейчас из России).
Николь Лейбман с 3 лет жила в Санкт-Петербурге после развода родителей. Она пыталась действовать согласно регламенту. Вместе с мужем они подали заявление в Москве. Там же проходило и собеседование:
“Интервью, которое по протоколу процедуры должно быть направлено исключительно на изучение искренности и действительности брака гражданина Израиля с негражданином Израиля, проходило под давлением со стороны консула (по имени Йонатан). Задаваемые консулом вопросы не имели никакого отношения к самому браку. Все вопросы консула были заданы в форме претензии по отношению ко мне из-за того, что я не проживаю в Израиле с возраста трех лет; меня обвинили в разрыве отношений с Израилем и неискреннем желании сделать Израиль центром своей жизни…”
Осенью 22 года, во время мобилизации, Николь Лейбман с семьей оказалась в Турции. При этом въехать вместе с мужем в Израиль она не имела права. Буква израильского закона и постоянно декларируемый принцип “своих не бросаем” тут не смогли соотнестись с реалиями момента. Да - въехать в Израиль гражданину, который хочет начать оформление своего супруга в стране, можно было бы, но что дальше, если сам гражданин Израиля в стране никогда не жил? Никакой поддержки от государства он не получит.
“Почти год мы вместе с мужем, находясь в накаленной обстановке в РФ, собирали документы…, а сейчас Израиль требует от нас разлучиться на такой же срок. И где должен быть все это время мой муж – в РФ, чтобы его мобилизовали? Как мы должны сейчас заново собирать документы? Где мы должны взять денежные средства на раздельную аренду жилья в разных странах – мне в Израиле, а мужу в какой-либо третьей стране, чьим гражданином он не является и может находиться там определенный короткий срок? Как я могу одна без мужа адаптироваться в Израиле с необходимостью знакомства с родиной с самого начала?”
Шла бы речь не об Израиле, вопросов, может, и не было бы. Но политика Израиля и его идеология - служить убежищем для евреев и их семей. Правда, видимо, не в таких случаях. Николь Лейбман справедливо сравнивает свою ситуацию и положение репатриантов:
“Правительство Израиля постоянно оказывает помощь репатриантам и их семьям, не проводя столь тщательные проверки искренности браков таких семей, в кратчайшие сроки дает семьям разрешение на въезд и оказывает финансовую поддержку… А гражданам Израиля, находящимся в длительных отношениях со своими супругами – негражданами Израиля, отказывает во въезде в опасное для их жизни и здоровья время, разлучает семьи и подвергает длительным трудным бюрократическим процедурам. Я не вижу со стороны Израиля заинтересованности в возвращении своих граждан в Израиль, если руководствоваться моим случаем”.
Какого-либо продолжения история не получила. В публичную сферу ответ руководства МВД, даже если он и был, не попал.
Под увеличительным стеклом
На всем протяжении СТУПРО соискатель статуса гражданина находится в очень уязвимом положении. Например, если человек уезжает из Израиля более чем на 180 дней в году, процедуре добавляется общее время: “Самая гадкая вещь - нет никакого закона, социальной помощи, которая защищает супруга/супругу на визе резинета. Гражданин за 10 минут может закрыть процесс СТУПРО, если он решил не продолжать отношения. После этого негражданин получит 2 недели на выезд из страны. Процедура прерывается, и налагается ограничение на посещение Израиля на 10 лет. Каждый раз в случае необходимости нужно будет получать специальное разрешение МВД. Если меня муж побьет, и я захочу подать на него в суд, это осложнит мое положение, отразится в деле. При любых проблемах мне идти некуда. Часто в таких браках процветает семейное насилие”, - рассказывает Катерина Дорум.
К тому же, по словам проходящих СТУПРО, МВД отслеживает соцсети таких неграждан: ”Например, если негражданин зарегистрируется в Tinder и будет уличен, к нему появятся серьезные вопросы у проверяющих органов. Гражданин - другое дело. Он может “гулять” сколько захочет”, - говорит Катерина Дорум.
Все хорошо, что хорошо кончается
Тем не менее, несмотря на многочисленные сложности, рано или поздно большинство неграждан проходят процедуру. А дальше их приглашают в МВД, возвращают счастливым супругам кипу документов, которые те приносили в течение 5 лет, просят встать возле флага Израиля и повторить следующую фразу “אני מצהיר שאהיה אזרח נאמן למדינת ישראל” «ани мацир ше ие эзрах неэман ле мединат исраэль» (“обещаю быть достойным гражданином Израиля!”).
Далее можно заполнить заявления и спустя пару недель - месяц получить постоянный теудат зеут (внутренний паспорт) и даркон (заграничный паспорт) израильтянина. Некоторые при этом плачут.
По всем вопросам, связанным с репатриацией в Израиль и последующей адаптацией в новой стране, обращайтесь к специалистам Центра репатриации "Шалом".