Вторая публикация о владении из цикла "Вещное право". Предполагается обнародовать 36 (тридцать шесть) текстов, предназначенных служить подсобным материалом для обучающихся дисциплине "Вещное право".
"В содержании каждого понятия о каждом отдельно взятом вещном праве неизбежно должен "сидеть" содержательный признак, общий всем вещным правам (необходимый признак вещности) и, в то же время, присущий только вещным, и никаким другим правам (исключительный признак вещности). Именно этот признак и объединяет различные вещные права, в общую родовую категорию, является тем самым "общим знаменателем", приведение к которому и будет знаком возможного и целесообразного их сравнения" (Белов, Вадим Анатольевич. Очерки вещного права. Научно-полемические заметки : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. А. Белов. Москва : Издательство Юрайт, 2017. С. 42. (Серия: Авторский учебник).
Курс о вещных правах. Нейросеть Кандинский 2.1.
"Трудности поиска такого признака мы уже обозначили. Если его обнаружить не получится, то нужно будет признать, что вещных прав как категории, родовой по отношению к праву собственности и ограниченным вещным правам, не существует и существовать не может. Кажется, такой мысли еще никто не высказывал и не пытался доказать; посему оставим ее, как явно неплодотворную и попробуем выявить такой признак" (Белов, В. А. Указ. соч. С. 42).
Курс о вещных правах. Нейросеть Кандинский 2.1.
Для профессора Ю. К. Толстого категория вещного права потому является, скорее, литературным образом, чем категорией юридической, что не удается выявить признак, который действительно объединяет различные субъективные вещные права, и право собственности, и ограниченные вещные права, в единую категорию.
"В современной отечественной литературе до сих пор не только господствует разнобой в принципиальных подходах к определению содержания данного гражданско-правового института (вещного права. - В. Н.), но и высказываются сомнения в самой его целесообразности. Так, Ю. К. Толстой до сих пор рассматривает вещное право как "литературный образ", а не юридический термин и не исключает сомнений относительно того, "приживется ли эта категория в нашем законодательстве (Гражданское право: Учебник. Т. I / Под ред. А. П. Сергеева. Ю. К. Толстого. 6-е изд., Москва, 2002. С. 402). Между тем вещное право (или его исторически сложившиеся аналоги в других правопорядках) представляет необходимый элемент правового регулирования экономических отношений собственности, которые сколько-нибудь развитом хозяйстве не могут юридически оформляться только с помощью института права собственности" (Суханов, Евгений Алексеевич. Вещное право: научно-познавательный очерк. Москва : Статут, 2016. С. 39).
Курс о вещных правах. Нейросеть Кандинский 2.1.
В центре вещного права в объективном смысле, то есть подотрасли гражданского права о праве собственности и ограниченных вещных правах, находится право собственности. А базовым правомочием в составе права собственности является право владения; тот, кто обладает правом собственности, обладает и правомочием владения. Кроме того, владение представляет собой внешний видимый элемент права собственности. Далее, иски о защите права собственности - это иски о восстановлении владения, а также иски об устранении препятствий к реализации права собственности, в том числе не связанных с лишением владения.
Затем, ограниченные вещные права - это правовые формы воздействия на на чужие вещи, ограничивающие чужое право собственности; а иски об устранении препятствий к реализации права собственности - это иски, отрицающие чужие ограниченные вещные права на имущество собственника, или иски об установлении или подтверждении ограниченных вещных прав на имущество других собственников.