Рейтинг знаменитых киновысказываний советского актера выбирали сами зрители.
13 июля исполняется 100 лет со дня рождения любимца миллионов — великолепного актера Михаила Пуговкина. В его фильмографии — 120 ролей, большинство из которых оказались настолько яркими, что вот уже несколько поколений кинозрителей разговаривают фразами персонажей, созданных талантом Михаила Ивановича.
В преддверии знаменательной даты телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» попросил зрителей назвать самые любимые фразы из ролей актера. В результате был составлен рейтинг самых популярных цитат киногероев Михаила Пуговкина.
«Иван Васильевич меняет профессию», 1973
Первое место (49% голосов) разделили две цитаты из комедии «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), которые принадлежат любвеобильному режиссеру Якину. «Слушайте! Я не узнаю вас в гриме. Кто вы такой? Сергей Бондарчук? Нет. Юрий Никулин? Нет-нет-нет… Боже мой! Иннокентий Смоктуновский! Кеша!» — самоуверенно произносит он, не подозревая, что видит настоящего Ивана Грозного. А чуть позже в испуге и растерянности мямлит: «Аз есмь. Житие мое… Зинаида, подскажи мне что-нибудь по старославянски…. Паки, паки, иже херувимы». Роль Якина Леонид Гайдай доверил Пуговкину без проб. Однако ему пришлось защищать кандидатуру актера перед худсоветом, который вынес вердикт: «У режиссера не может быть такое неинтеллигентное лицо». Помогла поддержка Григория Чухрая, заявившего, что коллеги слишком хорошо о себе думают.
«Девчата», 1962
Вторым в рейтинге оказался комендант леспромхоза из комедии Юрия Чулюкина «Девчата» (1961), который встречает Тосю Кислицыну словами: «Едут тут всякие! Ни профессии, ни подушек — одна морока с вами!». Эта цитата набрала 36% голосов. Кстати, многие респонденты также вспомнили сакраментальную фразу, которой комендант отзывался на все замечания начальства: «Обязательно!». Сам Пуговкин тоже послушно выполнял распоряжения режиссера. Актер рассказывал, что сцену, где он кидает подушку на Тосину кровать, пришлось репетировать почти полдня, пока Чулюкин не остался доволен результатом.
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика», 1965 и «Свадьба в Малиновке», 1967
Третье место заняли цитаты сразу двух киногероев Михаила Пуговкина. Эти фразы набрали одинаковое количество голосов — 29%. Первая принадлежит прорабу Павлу Степановичу из комедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965): «Пробка. Подарок из Африки». Поначалу Леонид Гайдай предложил Пуговкину роль верзилы Феди. Но актер сомневался, что его комплекция подойдет к этому образу. К тому же Иван Пырьев не одобрил его кандидатуру. Тогда режиссер отдал Михаилу Ивановичу роль прораба.
Словоохотливого прораба потеснил обаятельный Яшка-артиллерист, персонаж музыкальной комедии «Свадьба в Малиновке» (1967): «Ваши трехдюймовые глазки путем меткого попадания зажгли огнедышащий пожар в моем сердце. Словом, бац-бац! И в точку!». Эту роль, так полюбившуюся зрителям, Пуговкин мог и не получить. Накануне съемок режиссер Андрей Тутышкин дал поручение ассистенту разыскать артиста. Время шло, а помощник заявлял, что не получается с ним связаться. По всей видимости, у него на примете был свой кандидат. Однажды Тутышкин рассердился, с первого раза дозвонился Пуговкину и отдал ему роль Яшки без проб.
«Спортлото-82», 1982
На четвертой позиции рейтинга (28%) расположился предприимчивый, но не слишком удачливый Сан Саныч Мурашко из фильма «Спортлото-82» (1982): «А тебе голова на что? Если это вообще можно назвать головой». Самому Пуговкину поначалу тоже не повезло на съемках. В первый день он по давней привычке вскипятил воду для чая в своем бидончике, но опрокинул весь кипяток на себя. 25 дней артист пролежал в больнице Алушты, но Леонид Гайдай дождался его выздоровления. Успех фильма, ставшего лидером кинопроката, доказал, что все было не зря.
«Не может быть!», 1975
Замыкает пятерку фаворитов (22%) зрительского опроса заведующий магазином Григорий Иванович Горбушкин, герой новеллы «Преступление и наказание» из киноальманаха «Не может быть!» (1975). «Это чего в моей камере происходит? А?» — восклицает он, вернувшись с допроса в опустошенный после распродажи дом. В работе над этим образом Пуговкин воспользовался любовью Леонида Гайдая к импровизации и придумал забавный штрих к сцене у следователя. Когда в прокуратуре Горбушкин пьет воду, то его руки дрожат и стакан бьется о зубы.
Участники опроса, проведенного телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция», вспомнили немало других фраз, озвученных актером в любимых картинах, к примеру: «Зря сидите! Жилплощади в этом году не предвидится!», «Мне бы такую работу, чтобы поменьше работать», «Не по собственной дерзости, а токмо волею пославшей мя жены, дабы усладить последние минуты жизни ея, решился я обеспокоить вас», «Вот высшую меру, между нами говоря, я действительно с трудом переношу» и многие другие.