#архифакты
210 лет назад, 13 июля 1813 года, в Петербурге родился Николай Леонтьевич Бенуа — архитектор, ставший основателем художественной династии. Ее представители проявили себя в архитектуре, живописи, сценографии, преподавании и критике, скульптуре, дизайне, музейной деятельности. А началось все именно с Николая Бенуа.
Карьера
Отец Николая, Луи-Жюль Бенуа, сын учителя и придворный кондитер, приехал в Россию в 1794 году. Здесь его карьера сложилась: он служил метрдотелем при дворе, женился на фрейлине императрицы. Вдовствующая императрица Мария Федоровна даже стала крестной матерью Николая.
Мальчик с детства любил рисовать и хорошо учился. В 14 лет для изучения архитектуры был зачислен в Императорскую академию художеств, которую окончил с золотой медалью и даже был удостоен шестилетней поездки в Европу за казенный счет для усовершенствования знаний.
В 1847 году Николай Бенуа получил звание академика. В этом же году началась реализация его первого крупного проекта — строительство императорских конюшен в Петергофе.
В 1850 году Бенуа стал главным архитектором Петергофского дворцового правления и занимал эту должность в течение 25 лет.
С 1880 по 1893 год он возглавлял Петербургское общество архитекторов.
Семья
Николай женился на Камилле Кавос, дочери крупнейшего русского театрального архитектора Альберта Кавоса.
В семье было пятеро детей: дочь и четыре сына. Екатерина и Альберт стали художниками, Леонтий — архитектором, Михаил — директором пароходного общества, Александр — художником и искусствоведом.
Вокзал станции Новый Петергоф
Николай Бенуа реализовал много достойных проектов, в том числе один из главных шедевров русской неоготики — железнодорожный вокзал в Петергофе.
В середине XIX века железные дороги и вокзалы еще только начинали появляться в России. В то время архитекторы представляли «воксалы» как общественно-культурные сооружения, причем не только для пассажиров, но и для проведения балов и концертов.
Открытие состоялось летом 1857 года. Газета «Северная пчела» писала: «Это изящное здание открывается взору пассажиров во всем блеске. Над готической колоннадою возвышается на 16 сажен прекрасная башня, которая довершает впечатление. Особы, бывшие на всех железных дорогах Европы, утверждают, что нигде не видели станции, построенной с таким вкусом и эффектом».
Архитектурные нюансы
«Гибрид фантастического заводского цеха и средневекового храма» — такова была идея Бенуа при проектировании вокзала. Увы, не все проектные задумки удалось воплотить. Например, переплеты огромных окон предполагались чугунными, но сделаны были из дерева.
По проекту Бенуа здание должно было иметь больше шпилей, но и здесь сыграла роль финансовая составляющая. Об этом писала газета «Неделя строителя» в июле 1893 года: «Петергофский вокзал, который, бесспорно, может считаться одним из лучших строений в готическом стиле в России, оказывается незаконченным... По фасадам во многих частях нет шпилей, предположенных по первоначальному проекту. Когда Бенуа обратился с просьбой ассигновать 1600 рублей на отливку из чугуна шпилей, то управляющий дорогой спросил его: «А сколько эти 1600 рублей дадут нам доходу?» — «Полагаю, никакого», — ответил зодчий. — «В таком случае оставить фасад без шпилей».
Петергоф был конечной остановкой железной дороги. Но Николай Бенуа дальновидно предположил, что железнодорожные пути со временем пойдут дальше. Он сделал на фасаде, смотрящим на Ораниенбаум, две большие функциональные арки, закрытые чугунными воротами с изящным орнаментом. Поначалу это был элемент декора, но уже через семь лет ворота сняли и поезда стали проходить сквозь здание вокзала, через арки.
Восстановление
Сегодня здание Новопетергофского вокзала Бенуа стало местом для фотосессий и киноплощадкой. Фильмография обширна: «Кортик», «Гардемарины-4», «Ключи от спальни», «Батальон», «Край», «Хроники российской революции», «Матильда Кшесинская», «Шифр».
Под стрельчатыми арками все так же проносятся поезда, но вот по своему прямому вокзальному назначению здание не используется уже более десяти лет. Для пассажиров построены павильоны с кассами и залом ожидания.
Самый красивый в России вокзал, которым обладает небольшая железнодорожная станция, ждет реставрацию. Есть проект по превращению его в историко-культурный комплекс с выставочной экспозицией об истории царской железной дороги, с концертным залом и офисами.