Найти тему
МИР (Море История Россия)

Цусима. Насколько эскадре мешали транспорты? (Часть 2)

Продолжаем смотреть насколько эскадре З.П.Рожественского мешали транспорты (и, зачем они были нужны).

"Иртыш" построен в Англии, на верфи Palmers Shipbuilding & Iron Co. Ltd. (Ярроу) по заказу немецкой компании HAPAG. Спущено на воду 14 апреля 1900 года под названием Belgia. В марте 1904 года приобретено для нужд российского Морского ведомства. Скорость хода транспорта 10 узлов (думаю, ситуация с транспортами понятна)

3 мая принято в казну под названием «Иртыш» и направлено для переоборудования в войсковой транспорт. Вооружение - восемь 57-мм пушек Гочкиса (вот интересно, для транспортов их купили, а для миноносцев... "Сэкономили"?). На борту пароход имел торпеды, пироксилин, порох, уголь противоторпедные сети.

В бою 14 мая корабль получил 20 попаданий, в том числе большую пробоину в носовой части, через которую стала поступать вода. «Иртыш» отстал от эскадры, и капитан 2 ранга К.Л. Егормышев направил транспорт во Владивосток вдоль берега Японии. Но остановить поступление воды в трюмы не получалось: насосы не справлялись, пластырь не держался. К вечеру 15 мая положение стало критическим, и команда покинула тонущий корабль.

«Корея» имел водоизмещение 6163 тонны. База миноносцев. Перевозил для них уголь, мины и запчасти. Планировалось, что миноносцы (которым немного не хватало угля до Владивостока) получат уголь с этого транспорта.

-2

В бою 14 мая он получил одну пробоину в районе угольных ям, которую удалось заделать, и несколько незначительные повреждений надстроек. После окончания дневного боя «Корея» последовала за крейсерами адмирала О. А. Энквиста, но отстала от них. Тогда капитан корабля доктор И. О. Зубов взял курс на Шанхай, где интернировался вместе с транспортами О. Л. Радлова.

Буксирный пароход
«Свирь» имел водоизмещение 611 тонн и скорость 11 узлов. В бою 14 мая он спасал команды с «Урала» и «Руси», серьезных повреждений не получил и вечером последовал за крейсерами назад в Корейский пролив. Но ночью буксир отстал от крейсеров и нагнал их только на рассвете 16 мая. Адмирал О. А. Энквист приказал «Свири» следовать в Шанхай, где она интернировалась вместе с транспортами Радлова.

Буксирный пароход «Русь» имел водоизмещение 1202 тонны. В бою 14 мая он получил повреждение рулевого управления и, маневрируя только машинами, был протаранен транспортом «Анадырь», после чего, «Русь» стала быстро тонуть и была покинута экипажем.

«Камчатка» (плавмастерская), командир — капитан 2-го ранга А. И. Степанов 2-й. Скорость хода, тоже около 10 узлов. Корабль был потоплен вместе с броненосцем «Князь Суворов».
Около 18:00 2-й боевой отряд японцев, проходя мимо, с дистанции в 60 кабельтовых вновь обстрелял «Суворова» и задержавшуюся возле флагмана плавмастерскую «Камчатка». В седьмом часу оба корабля были потоплены японскими крейсерами 6-го боевого отряда и миноносцами.

В общем-то очевидно, что вооруженные транспорты мешали эскадре. В бою произошло столкновение двух судов, возникли трудности с маневрированием...

Что говорит об этом адмирал Рожественский?

32) 14-го мая новые броненосцы эскадры могли бы развивать до 13½ узлов хода, а прочие от 11½ до 12½. Крейсер «Олег», с поврежденным в Кронштадте цилиндром, стянутым обоймой, мог по нужде идти 18 узлов, с тревогой, однако, за целость машины. Крейсера «Светлана», «Аврора», «Урал» и «Алмаз» могли иметь также 18-ти узловой ход, причем «Алмаз», как всегда, рисковал бы целостью своих паровых труб. Крейсера «Жемчуг» и «Изумруд» могли делать короткие переходы по 20 узлов при огромном расходе масла. Крейсера «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах» имели предельную скорость 13 узлов. Наиболее тихоходные транспорты «Иртыш» и «Камчатка» доносили о неспособности держать ход более 10 узлов, но донесения эти не оправдались исследованиями флагманских механиков.
В бою, головные броненосцы имели от 9 до 10 узлов хода, крейсеры же имели переменные хода от 9 до 17 узлов.


33) Принимая во внимание, что во втором отряде броненосцев — «Наварин» не мог развивать более 12-ти, а третий отряд имел предельную скорость в 11½ узлов, головные броненосцы, в сомкнутом строю, не имели права держать более 10 узлов. По ходячему ныне мнению, бой мог принять другой оборот, если бы броненосцы разной подвижности не стремились держаться соединенно, а распределены были на отдельно действующие отряды. Я не согласен с таким мнением.