Для чего необходимо анализировать конкурентов? Чтобы:
● Понимать объём рынка и изучить нишу;
● Разобрать сильных игроков, их опыт и ошибки;
● Взять их наработки, сделать лучше или сформировать своё УТП (отстроиться с помощью уникального отличия).
К тому же, вы сэкономите время и бюджет на генерации и тестировании гипотез, а также улучшите свой продукт и получите более эффективную рекламу.
Что нужно разобрать во время изучения конкурентов?
— Весь путь потенциального клиента от первого знакомства с проектом до конверсии — маркетинговые воронки конкурентов;
— На какие боли аудитории давят конкуренты и на какое целевое действие закрывают пользователей (например: бесплатная консультация, лид-магнит для обмена на контакты, трипваер, покупка основного продукта);
— Креативы. Что пишут в текстах, какие делают офферы;
— Как упакованы продукты, какие в них УТП, преимущества, выгоды и ценности.
Как искать конкурентов, расскажем на примере ВК. Здесь 3 основных способа:
1. Вручную через сообщества.
2. Вручную через публикации.
3. Автоматически с помощью парсера или специального приложения.
Первые два способа долгие, но бесплатные, а третий — платный, быстрый и эффективный.
1. Поиск конкурентов вручную — по ключевым словам или хештегам.
1) Заходим «поиск сообществ» ВК и вводим слова, которые относятся к вашей нише и могут оказаться в названиях конкурентов.
2) Затем полученный список необходимо отфильтровать. Убираем все мёртвые и неактивные группы, скорее всего их будет много. Вручную этот процесс может занять до 5-6 часов.
2. Вручную по публикациям — с последующим переходом к сообществу.
1) Заходим в раздел «Новости» и в открывшейся поисковой строке над лентой вбиваем запрос по ключевым словам.
2) Анализируем посты, видео, фото, клипы и любой другой контент. В параметрах поиска можно выбрать количество лайков под публикациями, чтобы сразу убрать весь контент с минимальным количеством вовлечённости аудитории, а также исключить нерелевантные запросы. Через подходящие публикации переходим в сообщество и анализируем его.
3. Автоматически — с помощью специальных сервисов.
Здесь речь пойдёт о программах для сбора и систематизации информации, которая размещена на сайтах или в соцсетях. Использовать их можно совершенно честно и законно. Они помогают:
— найти и скачать список всех ваших конкурентов в ВК,
— задать число подписчиков,
— выставить геолокацию,
— автоматически отфильтровать неживые группы,
— провести сравнение сообществ конкурентов.
В этой статье рассмотрим 2 популярных варианта:
● PepperNinja.
Парсер участников групп во Вконтакте с широким функционалом:
— Собирает аудиторию конкурентов;
— Ведёт постоянный мониторинг активности в сообществе;
— Выгружает автоматически новых подписчиков конкурентов;
— Отслеживает активность в проведении трансляций групп-конкурентов.
Функция «мониторинг» позволяет составить список сообществ конкурентов и ежедневно автоматически выгружать новых подписчиков в ваш рекламный кабинет.
● LiveDune.
Сервис аналитики для сравнения разных сообществ и выявления публикаций с положительными откликами пользователей.
— Сравнивает ваш аккаунт с конкурентами за разные периоды;
— Отслеживает динамику прироста аудитории;
— Отчитывается по динамике охватов;
— Имеет несколько показателей вовлеченности и детальный анализ контента;
— Отслеживает рекламные кампании конкурентов по ключевым словам.
Качественно проводим анализ конкурентов.
И начнём с внешнего анализа — всей информации о конкуренте, которая есть в открытом доступе.
Для удобства можно создать таблицу с критериями конкурентного анализа и все интересующие вас группы вносить сразу туда.
Список критериев:
● Название конкурента, ссылка на группу
● УТП: что предлагает и как описывает свой продукт
● Позиционирование
● Количество подписчиков на данный момент
● Регулярность постинга
● Тематика постов
● Тип контента: фото, видео, анимация, особенности визуала
● Конкурсы и активности
● Вовлеченность аудитории: лайки, просмотры, комментарии
Также можно заходить в воронки конкурентов и читать их рассылки. Отслеживайте цепочки сообщений, изучайте скрипты, которые они используют и то, как отрабатываются возражения.
Во внутреннем анализе используются специальные программы, которые позволяют увидеть «внутренний мир» маркетинга конкурентов.
Проводим парсинг постов: смотрим, что рекламирует конкурент в данный момент.
Здесь обращаем внимание на посты и креативы, которые крутятся долгое время и не отключаются — они точно дают результат. Чем дольше открутка, тем выше вероятность, что пост выстрелил.
Выписывайте сильные и слабые стороны конкурентов в таблицу по контент-стратегии, а затем разрабатывайте свою стратегию продвижения с учётом опыта конкурентов.
Важно регулярно исследовать конкурентов, а также принимать во внимание динамику изменений в их проектах. Благодаря этому вы всегда будете знать, как меняется рынок, интересы аудитории и как подстраиваются под это конкуренты.