Власти Челнов неоднократно озвучивали намерение убрать с городских общественных маршрутов «газельки» и заменить их крупногабаритными вместительными автобусами. Первая транспортная реформа с «оранжевыми» машинами провалилась: миллиарды вложений в несколько сотен транспортных средств обернулись долгами по лизинговым платежам и банкротством муниципального перевозчика. В результате некоторое время в городе вновь можно было передвигаться только на «маршрутках».
В этот раз город решил пойти несколько иным путем. Автобусы приобретаются небольшими партиями. И не в лизинг, а за счет дополнительных доходов бюджета. Накануне на майдане парка «Прибрежный» партию из 24 транспортных средств мэр торжественно передал муниципальному предприятию «Горкоммунхоз», которое взяло на себя работу муниципального перевозчика.
Выстроившиеся в центре бетонной чаши сцены майдана 24 синих НЕФАЗа выглядели весьма внушительно. У каждого — водитель в наряде формата «белый верх, черный низ». С каждым из шоферов подъехавший на мероприятие градоначальник поздоровался за руку и перебросился несколькими фразами. Последний в очереди даже набрался смелости и попросил разрешения сделать селфи с мэром.
— Давай сделаем, можно, конечно, — ответил Магдеев.
— Рукопожатие мэра — гарантия безаварийного движения, — пошутил стоявший неподалеку глава ГИБДД Челнов .
Водители тут же принялись шутить над коллегой: «Ну все, льготная ипотека теперь тебе обеспечена».
До начала официальной церемонии о технических деталях новых НЕФАЗов рассказал журналистам директор по пассажирскому транспорту КАМАЗа . В этот раз власти Челнов решили приобрести не газомоторную, а дизельную технику.
— Между этими моделями есть разница. Это и особенности базы, и нюансы комплектации, — рассказал Саттаров. — Разница в стоимости может достигать миллиона рублей в пользу дизельных моделей.
В целом же поставленные городу низкопольные дизельные автобусы — самый современный продукт. Контракт КАМАЗу удалось выполнить досрочно. Но не в ущерб качеству, подчеркнул Саттаров. Интересно и то, что нынешние НЕФАЗы полностью собраны из компонентов, произведенных в России или дружественных странах.
— Часть компонентов вовсе произведена непосредственно в Челнах, — отметил собеседник KazanFirst. — Это позволило нарастить и наш городской валовой продукт. К примеру, передняя подвеска выпущена на «Ростаре» - это дополнительный объем производства и дополнительные рабочие места в городе.
Помимо официальных лиц на майдане собрались представители ТОСов, депутаты и общественники. Перед ними с публичной речью и выступил мэр Магдеев. По словам градоначальника, сделать из передачи автобусов торжественную церемонию решено сознательно, чтобы горожане понимали — о проблеме общественного транспорта власти знают и работают над ее решением.
— Работаем над тем, чтобы заместить автобусы малой вместимости большими. Благодаря хорошей работе наших промышленных предприятий, в первую очередь КАМАЗа, мы получили дополнительные доходы и направляем их на нужды людей, — отметил мэр Магдеев. — Мы смогли по очень приемлемой цене и по доброй воле генерального директора в короткие сроки получить и первые 14 автобусов и сегодня, на месяц раньше контрактного срока, окончательно закрыть поставку. Мы все секреты раскрывать не будем, но техника куплена по очень хорошей цене. Сегодня купить автобусы непросто - на этом рынке большой спрос, но КАМАЗ пошел нам навстречу и мы благодарны им за своевременную продажу автобусов. Мы хотели бы, чтобы все 24 автобуса смогли оказывать качественную, очень нужную и важную социальную услугу.
Городской бюджет направил на приобретение транспортных средств без малого 300 млн рублей. НА КАМАЗе же, как отметил Сергей Когогин, постарались за эти деньги сделать максимально современный, комфортный продукт как для пассажиров, так и для водителей.
— Я очень рад, что наша республика и, в частности, Челны сумели включиться в эту гонку за получение федеральных денег, чтобы создать все необходимые условия для перевозки пассажиров в комфорте. Мы и дальше будем стараться работать вместе, чтобы вечные проблемы с общественным транспортом в нашем городе были решены окончательно, — отметил гендиректор КАМАЗа. — Мы постарались применить самые лучшие решения для удобства пассажиров и считаем, что по уровню конструкции и качеству отделки салона мы сделали самую передовую технику. Большое внимание уделили и водителю, чтобы эргономика и в целом управление транспортным средством были комфортными. Чтобы для них этот восьмичасовой рабочий день проходил в достойных условиях.
Еще один момент, на который глава Челнов обратил внимание, — отношения между водителями и пассажирами. Жалобы на грубость со стороны шоферов, особенно «маршруток», озвучиваются регулярно. Избавиться от этого — главная задача нового муниципального перевозчика.
— Хорошей безаварийной работы. Уважайте и любите пассажиров, делайте все, чтобы не обижать людей, – это наша главная задача. Трепетное и человеческое отношение к людям. С каким бы настроением вы ни проходили на работу, это нужно оставлять за дверьми прекрасного автобуса, — обратился к водителям Магдеев.
Уже после официальной церемонии официальная делегация зашла в один из автобусов. После осмотра техники Магдеев и Когогин ответили на несколько вопросов журналистов. Хотя место оказалось и не слишком удачным из-за рычащего двигателя заведенного автобуса. С другой стороны, с уверенностью можно сказать, что машина как минимум заводится и точно совсем недавно сошла с конвейера — в салоне до сих пор ощущался характерный для новых машин запах пластика, а с панели приборов и камер видеонаблюдения еще не сняли защитную пленку.
Речь, собственно, зашла о том, за чей счет будет работать муниципальный перевозчик. Как подчеркнул Магдеев, по самым скромным расчетам, каждый пассажир обходится транспортной компании в 60 рублей. А стоимость проезда составляет 30 рублей. Соответственно, говорить о бизнес-модели такие финансовые показатели совершенно не позволяют. Делегации Челнов активно изучают опыт других городов. Одна из схем — брутто-контракты. Но денег на нее в бюджете города нет.
— Наша команда работала в Белгороде, Твери. Там, где удалось создать единую систему для решения всех вопросов и задач, которые имеют место в сфере городского пассажирского транспорта. Поэтому мы этот опыт пока аккумулируем и, безусловно, лучшее возьмем, — отметил мэр Челнов. — То, что касается брутто-контракта, – это довольно денежная история. Для этого нужны серьезные финансовые ресурсы. Счет идет не на сотни миллионов, а на миллиард с лишним. Пока мы ни финансово, ни организационно к этому вопросу не готовы.
Генеральный директор КАМАЗа со своей стороны отметил, что другой действенной системы, кроме брутто-контрактов, пока не найдено. Но это скорее компетенция руководства Татарстана, а не властей Челнов. Кроме того, необходимо окончательно определить, что такое общественный транспорт, — социальная функция или бизнес?
— Мое убеждение, что общественный транспорт — это социальная функция, он все равно требует вложений. Я очень рад, что руководство Челнов это понимает и идет по пути изучения опыта других городов, - сказал Когогин.
К слову, город уже подал заявку на участие в инвестиционном проекте «Приобретение подвижного состава наземного общественного транспорта для последующей передачи в лизинг». В 2023 году властями планируется приобрести еще 50 НЕФАЗов, ровно столько же – в следующем, 2024 году.
1/0
Переданные же МУПу 24 автобуса выйдут на работу 15 июля и будут курсировать по маршрутам №2 и №3. А с 20 августа, после открытия моста, начнется движение по новому участку Московского проспекта в районе ЖК «Притяжение».