Как жители села Таяты делают лекарства из того, что растёт у них под ногами.
Лекарствами, впрочем, назвать бальзамы, мази, мыло, муку и масло злаковых и масленичных культур нельзя.
По-современному их называют биологически активными добавками и относят скорее не к фармацевтике, а к народным средствам лечения различного рода болезней. И тем не менее множество людей по всей стране, те, кто знает, как и из чего изготовлена продукция таёжных фермеров, давно предпочитают лечить хвори ею, нежели таблетками.
Небо, вода и линия горизонта…
Сразу оговорюсь: это не реклама биодобавок, это пример того, как, переехав в глухую тайгу, люди научились кормиться и лечиться тем, что даёт нам природа.
А природа таёжных Таят богата многообразием трав и растений. Одно из крайних сел Каратузского района, вдоль которого протекает горная река Кызыр, насчитывает всего около 800 жителей. Удивительно, но половина из них — дети. Рождаемость в Таятах превышает смертность.
Местные жители уверяют, что все благодаря экологии и здоровому образу жизни. Свежий воздух, тайга, мало машин, нет перерабатывающих предприятий. Где-то читала, что для того, чтобы быть счастливым, человеку по своей природе необходимо хотя бы раз в сутки видеть небо, воду и линию горизонта. Из чего можно сделать вывод, что здесь живут счастливые люди!
Кстати, воду они пьют прямо из реки Таятки, которая протекает вдоль поселка, хотя в домах есть колодцы и колонки. Не от нужды пьют родниковую воду сельчане, а оттого, что она и впрямь чистая. Особенно зимой, когда покрывается коркой льда и охлаждается. Нам повезло, мы побывали в Таятах 20 января, когда по православным канонам вода считается Богоявленской. И спустились к самой реке, чтобы набрать крещенской воды. Без фильтров, без очистки, просто окунаешь бутылку в ледяную речку и пьешь. Вкусная!
— Все наши бальзамы делаются только с применением таятской воды, — говорит Елена Долгая, технолог производства «Таёжной продукции». — Летом мы её кипятим, понимая, что и птицы мимо летают, и с деревьев листва падает. А зимой пьем и используем в производстве, как говорится, в свежем виде. Она насыщена золотом, серебром, кремнием. И не содержит железа, в отличие от артезианской воды, которую используем только в бытовых целях. Главный принцип, по которому мы работаем, — отсутствие какой-либо химии. В составе «Таёжной продукции» вы её точно не найдёте.
Из Молдавии — в таёжные Таяты
Изготовлением бальзамов на основе пихтового и кедрового масла Алексей Спринчан вместе с семьей и родственниками занимается более пяти лет. А переселились они из Молдавии в сибирские Таяты в начале двухтысячных.
— Брат Алексей принял такое решение, — рассказывает Елена Долгая. — Непростые тогда были времена: бедность, война в Приднестровье. Так мы с родителями сюда и переехали. И влюбились в эти сибирские просторы. Первоначально занимались пчёлами, позже научились изготавливать различные мази на основе пчелопродуктов.
Сегодня в сувенирной лавке семьи Спринчан множество полезных для здоровья биологически активных добавок. Помимо меда и всей линейки пчелопродукции, особой популярностью пользуются масла. Их около десяти видов, среди которых масло грецкого ореха, черного тмина, льна, тыквы, кунжута, расторопши и другие. Сырье для изготовления масел семья приобретает у проверенных поставщиков, с которыми работает уже много лет.
— Мы очень ответственно относимся к качеству продукции, — говорит Елена. — Уникальность и полезность наших масел заключается ещё и в том, что все они производятся путём холодного отжима. Для этого у нас есть специальные прессы с системой фильтрации. А из жмыха, полученного в результате отжима, изготавливаем муку, которая также полезна для организма человека.
Благодаря помощи новосибирского института пять лет назад удалось разработать уникальный рецепт изготовления бальзамов: лёгочного, печёночного, желудочного, почечного и других. Всего в производственной линейке Спринчан 12 видов сбитней. И все они основаны на пихтовой и кедровой лапке.
Пихтоварня работает по принципу самогонного аппарата. В огромную бочку закладывается тонна лапок пихты или кедра, которые под прессом при определённой температуре вырабатывают эфирные масла. Только представьте: из тонны пихтовых лапок, которые томятся под прессом двое суток, выходит всего 8 литров эфирного масла. По словам технолога — это немного. Труд между тем едва ли можно назвать лёгким.
На предприятии работает несколько бригад, которые занимаются сбором лапок — и кедровых, и, в основном, пихтовых. За день бригада из двух человек собирает примерно тонну лапок.
— Но не подумайте, что это какой-то варварский метод, — уверяет Елена. — Мы режем лапку исключительно на лесоповалах. Есть специально выделенные участки, на которых разрешено производить рубку. Со спиленных деревьев мы и собираем, как говорится, урожай.
Для тех, кто не знает: лапка — это пяти-семисантиметровый кончик ветки хвойного дерева, который измельчается и закладывается в пресс. Вываренная из лапки жидкость и эфирные масла — это основа будущих бальзамов.
Лёгочный бальзам в борьбе с коронавирусом
А ещё практически во все сбитни добавляются уникальные по своим свойствам растения — уснея и исландский мох, которые являются природными антибиотиками.
— Удивительно, что медицина до сих пор не заинтересована в создании лекарства от коронавируса на основе этих растений, — говорит технолог. — Ведь они — просто подарок природы для нашего организма. Они не вызывают привыкания, не садят желудочно-кишечный тракт, не убивают микрофлору в организме, не имеют побочных эффектов. На сегодняшний день лёгочный бальзам является одним из самых востребованных в лечении ковида и борьбе с его последствиями.
Не так давно семья приобрела автоматическую установку розлива и упаковки бальзамов. До этого разливали и закручивали вручную.
Кстати, чтобы приобрести продукцию сельских фермеров, совсем не обязательно ехать за двести вёрст в тайгу. По оптовой цене её можно заказать на сайте «Опт-мастерская Сибирской продукции». Заказы принимаются регулярно и отправляются по всей стране. А вот в торговых точках и интернет-магазинах, которые также закупают продукцию таятских мастеров, цены, конечно, на порядок выше.
— Мы не можем контролировать рыночный процесс, мы можем лишь гарантировать качество своего товара, — говорит сельчанка. — Люди устали от химической еды и лекарств. Не случайно товары местных производителей, — имею в виду не только нас, но и других, тех, которые работают без добавок и химикатов, — пользуются большим спросом. К слову, о пандемии коронавируса. В Таятах многие переболели, но переболели достаточно легко, без летальных исходов. Думаю, что во многом благодаря экологии, здоровому образу жизни и качественному питанию. Да и сама тайга лечит своей природной энергией, которой нельзя напитаться в городской среде.
Фото автора