Век технологий нас настолько избаловал, что порой даже не задумываешься о существовании тех мест, где О’ кэй, Гугл тебя не услышит и мобильная связь не прорвется сквозь толщу вековых кедров и скальных образований.
И всякий раз, когда отправляешься покорять эти бескрайние просторы тайги, понимаешь, насколько ты мал и уязвим на фоне удивительного, многообразного и богатого тайнами мира дикой природы.
И хотя региональные памятники природы «Чинжебский водопад» и «Лысанская пещера» расположены не так уж и далеко от Минусинска, дорога до этих мест весьма утомительна.
Тем более на «уазике, в котором по асфальтированной-то дороге подпрыгиваешь, как на батуте. Что говорить про бездорожье, 70 километров которого нам предстояло преодолеть.
Зачем ты был здесь, Вася?..
— Хотя после ужесточения требований к рыбной ловле рыбаков заметно поубавилось, — говорит инспектор южной инспекции по особо охраняемым территориям Виктор Журавлев. — Может, оно и к лучшему! Меньше мусора в тайге будет, меньше пожаров. Ведь далеко не все оставляют после себя чистые берега. Рыбачат сетями, жгут костры, бросают в воду бутылки. А начинаешь замечания делать, ещё и хамят, мол, как хотим, так и отдыхаем. Вот поэтому государство и создает памятники природы, потому что без запретов и штрафов беречь ее люди, увы, пока не научились.
Статус памятника природы Чинжебский водопад, расположенный в 40 километрах от села Кошурниково (Курагинский район), получил еще в 1987 году. Сделано это было для того, чтобы сохранить уникальный гидрогеологический комплекс. Площадь охраняемой территории составляет 0,024 га. Здесь запрещается рубка леса, производство строительных и других видов хозяйственных работ, разведение костров, выпас скота, проведение горных работ. Туристам без сопровождения инструктора посещать водопад запрещено.
Кстати, правила поведения на территории памятника отражены на специальных информационных аншлагах, которые сотрудники инспекции ежегодно обновляют. Вот только не все прислушиваются к этим правилам.
Честно сказать, такого бардака возле памятника мы не ожидали увидеть. Один аншлаг расстрелян, второй просто сорван, возле водопада установлена деревянная беседка, видимо, люди основательно приезжали отдыхать в эти места. И горы мусора: пластиковые бутылки, банки, пакеты. Мало того, что напакостили, так еще и не постеснялись оставить надписи из серии: «здесь был Вася».
— Хочется сказать: «Зачем ты был здесь, Вася, коли не умеешь себя вести? — негодует инспектор ООПТ Сергей Хаменков. — Жаль, что нет возможности установить камеры наблюдения и привлекать подобных варваров к ответственности. К сожалению, удаленность от города не позволяет контролировать территорию регулярно.
Мы, конечно, собрали весь мусор, разобрали скамейки. А вот нового аншлага с собой не оказалось, так что в ближайшее время инспектора вновь поедут на Чинжебский водопад, чтобы в очередной раз напомнить людям о том, что эта территория находится под особой охраной государства. И все, что можно здесь — это только любоваться природой!
Кстати, ближе к осени водопад мельчает, пик его водосброса приходится на июнь. Однако даже сейчас здесь невероятно красиво двухступенчатый водопад ниспадает с высоты 30 метров и расширяется до 8 метров по мере падения. Вода ледяная, но повезло с погодой, было жарко, и конечно, мы не упустили возможности постоять под горным потоком воды.
Каменный город посреди тайги
Зимой по ледяным глыбам можно пройти вглубь. Впрочем, посещать пещеру неорганизованным туристам без представителя Красноярского краевого клуба спелеологов запрещено в любое время года.
— Риск себя не оправдывает, — говорит Виктор Журавлев. — Камни очень скользкие и острые, поток воды большой, можно просто покалечиться.
Даже опытные охранники природы едва преодолели небольшой участок памятника, чтобы установить информационный аншлаг. Я в своей обуви даже не рискнула туда полезть.
Зато на огромные каменные глыбы, которые как будто разрушенный город стоят посреди тайги, конечно, вскарабкалась. А по возвращении в Минусинск связалась с заместителем директора музея им. Мартьянова по научной работе Тимофеем Ключниковым. Уж очень стало интересно, что это за руины посреди тайги.
Тимофей пояснил, что, судя по снимкам — это курумник, разрушенная скала. Такие разрушения, по словам сотрудника музея, происходят в результате эрозии при воздействии воды и перепадов температур. От бесконечных потоков воды каменные глыбы обкатались и смотрятся как искусственные нагромождения. Возраст курумника исчисляется сотнями тысяч лет.
Это просто невероятно – осознавать, что ты прикасаешься к чему-то вечному, что было много лет до тебя и будет столько же лет после. И от этого еще бережнее хочется относиться ко всему, что тебя окружает. Вы не поверите, но у меня даже мысли не возникло сорвать какой-нибудь таежный цветок, набить кедровой шишки или насобирать грибов. Настолько девственна здесь природа, что к ней даже прикасаться совестно.
— И слава Богу, — говорят инспекторы. — Хозяин тайги в это время накапливает жир на зиму, лучше ему на глаза не попадаться. Да и вряд ли он выйдет к людям, тайга нынче щедра на угощения.
Полакомиться животным и впрямь есть чем! Кедр дал хороший урожай, а ведь орех составляет почти 80 % рациона медведя. Да и грызуны в тайге выживают в основном благодаря кедровым орехам.
А еще этот год благоприятен для лобарии легочной — это целебный лишайник, который обитает в лиственных и смешанных лесах на стволах деревьев. Ранее он был широко распространён в Европе, но сейчас, в связи с загрязнением воздуха, считается вымирающим. В России он также занесен в Красную книгу, собирать его нельзя.
— Таежные места невероятно богаты целебными растениями и травами, — говорит Сергей Хаменков. — Мы даже не подозреваем, сколько лекарственных трав растет у нас под ногами. Когда-то люди лечились только тайгой, о таблетках и понятия не имели. Сегодня промышленным сбором трав здесь никто не занимается.
P.S. Может, и хорошо, что не занимаются. Чем меньше присутствия человека в дикой природе, тем сохраннее мир флоры и фауны. Об этом я думала, когда мы возвращались, набив полный «уазик» мусором, который оставили после себя отдыхающие. Как все-таки неблагодарно человечество относится к тем дарам, которые дает ему планета. Не буду напоминать о том, сколько сотен лет разлагается пластик, сколько десятков лет восстанавливается после пожаров тайга. Все ведь и так об этом знают! Только задумываются об этом далеко не все…
Ольга НОВИКОВА