Режиссер М. Ромм, киностудия Мосфильм 1962 год.
Не собиралась больше писать о кино, но мое изменчивое восприятие этого фильма и такое же отношение к его героям помешало молчанию ягнят.
На заре восторженной юности я с обожанием смотрела на Гусева. Во-первых он был тезкой моего старшего брата, во-вторых, тоже был физиком. Оба были недосягаемы для меня по причине разницы в возрасте, поэтому их жизнь домысливалась и досочинялась мною.
Какое-то время Гусев продолжал оставаться моим кумиром, служить которому есть счастье для любой девушки. Я завидовала героине Татьяны Лавровой, мечтала кастрюлю надеть ей на голову за то, что не умеет готовить кашу такому великолепному мужу.
По мере взросления пришло понимание того, что я сама не очень сопрягаюсь с семейной жизнью, в которой ко мне относятся, как к хомячку. Оценила любовь и самоотверженность Лели, не сбежавшей от Гусева в чем есть.
Все ближе к первому плану выдвигался из тени Илья Куликов (И. Смоктуновский). Куликов тоже умен и тоже физик, но умеет сочетать научную деятельность с жизнью на земле, что весьма удобно в быту.
Если серьезно, то никакого любовного треугольника в фильме М. Ромма по-моему нет. Есть тема служения науке, для оживления этой темы зрителю показаны взаимоотношения главных героев.
Есть абсолютно самодостаточный человек Дмитрий Алексеевич Гусев, для которого главное в жизни - физика ядра, как бы высокопарно это ни звучало. Работа подразумевает для Гусева полную самоотдачу. На мой взгляд это немного гротескная фигура, но критиковать не берусь.
Великолепный Гусев не заточен на семью, для него ячейка общества даже не вторична, а прозябает где-то на задворках жизни, причем, с возрастом это усиливается потому, что герой понимает, что ему отпущено не так уж много времени.
Я все-таки полагаю, что риск этого героя не был оправдан. Возможно, читатели меня поправят, но, получив первую дозу облучения, вряд ли была острая необходимость самому еще дважды соваться в реактор.
Раз были доктора, следившие за облучением, значит, опасность нахождения в реакторе была известна.
Вернемся к взаимоотношениям героев. Не сказала бы, что Куликов был сильно влюблен в Лелю. Герой Смоктуновского отказался от сражения за нее, как только понял, что Гусев может расценить его поступок как предательство. Для Куликова дружба перевесила чувство к Леле.
Отказавшись, от Лели, он не страдал, нам не показали никаких переживаний этого героя по поводу утраченной невесты. Стало быть, переживаний и не было.
Самая трудная любовь, если так можно выразиться об этом чувстве, у Лели. После шести лет встреч с Гусевым, его внезапных появлений и исчезновений, женщина не сделала правильного вывода о том, что этому товарищу семья не нужна.
Леле казалось, что она может укротить Гусева, что стоит только женить его на себе, и все образуется, все будет как у всех - семья, дети, уют.
Но парадокс в том, что сама Леля не способна создавать уют, она не умеет даже накормить любимого человека обедом.
Мне все равно жалко эту героиню потому, что она осталась за бортом жизни Гусева, женившегося только потому, что сама Леля объявила об этом.
Я даже думаю, что любую другую женщину рядом с собой герой А. Баталова игнорировал бы меньше. Леле он как бы отвечает: «Ты хотела быть моей женой? На, получи!»
Будучи человеком науки, или нет, Гусев все равно не допустит того чтобы у него отняли то, что он считает своим и не допустит команды со стороны женщины.
Мой житейский вывод на сегодняшний день в том:
1. Что быть рядом с великим человеком очень непросто. Премии и лавровые венки всего лишь аверс, а в реверсе слезы и жизнь во имя кого-то.
2. Женщина, выпрашивающая любовь, теряет уважение и величие.
3. Гусев все равно мог бы относиться мягче к жене. Не замечать того что рядом с тобой человек страдает, жестоко. Мне кажется что Гусев все видел, но не хотел опускаться с небес к Леле, умолявшей его о любви.