Найти тему
Христианская Газета

Объяснение библейских терминов

Библейский язык специфичен, то есть содержит ряд слов специально библейских, требующих объяснения.

Непонятные или трудно понимаемые библейские слова подобны зерну пшеницы, которые, если не размолоть, то пользы мало; так мало пользы и при том, если эти слова не объяснить. В этом и заключается основная цель книги В.А. Слободяник “Кодрант”. Мы публикуем выдержки из этой книги.

Упование

Слово это несчетно раз упоминается и в Библии и в речи верующих. Приведу словари: «Уповать - это значит твердо надеяться, ждать с уверенностью, полагаться, ничем не смущаясь. Упование – надежда, уверенность, покойная и твердая вера в ожидаемое. Упование мое на Бога - «Яко Ты, Господи, упование мое» (В. Даль).

Что можно добавить или чем возразить против такого объяснения? О, если б мы, верующие соединяли упомянутые в объяснении качества, и не мнимо, а в действительности сохраняли их до конца!

Важно, что в украинском переводе Евангелия слово «упование» иногда переводится «вiдвага». Это дополняет смысл «упования» тем, что, когда мы целиком полагаемся на Бога, то здесь должны вмещаться еще неустрашимость, мужество, решимость. Вот почему дерзновение и упование ставятся рядом так, как рядом поставлены кротость и смирение. Многотрудный путь христианину никогда не совершить, если не сохранить дерзновения и упования до конца. «Итак, не оставляйте упования вашего!» (Евр. 10:35). Как нужно уповать, нужно поучиться у Давида, у Езекии и других, кто жил упованием и побеждал упованием.

Освящение

Освящением, по Слову Божию, называется не какое-то определенное положение или состояние духовной жизни, а процесс, в течение которого бывший грешник постепенно преображается в образ Христа, достигая все больше и больше святости. Что это за процесс, ясно видно из Откр. 22:11: «Праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще». И как видно из этого места, этому процессу предела не существует; даже кто уже святой (освящен), то пусть продолжает освящаться еще, чтобы уподобиться Христу.

В своей молитве Христос молился: «Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина» (Ин. 17:17).

Что значит освятиться Словом Божиим? Здесь что-то подобное тому, что сказал Христос: «И всякая жертва солью осолится» (Мк. 9:49). Как соль пропитывается во все частицы жертвы, проникая насквозь, так мы должны быть проникнуты, пропитаны тем, чему нас учит Слово Божье, полностью и насквозь.

И. В. Каргель приводил пример: «Льняной холст из-под ткацкого станка выходит серым. И чтобы он стал белым, на это требуется длительный процесс беления. Так и уверовавший, хотя и рожден свыше, но он выглядит еще «сереньким», и чтобы этот «холст» превратился в виссон чистый и белый, нужен длительный процесс убеления, то есть освящения.

Соль мгновенно жертву не пропитывает, на это нужно время. Так и рожденный свыше мгновенно не освятится, на это нужен процесс освящения. «Забывая заднее, простирается вперед» (Фил. 3:13) – это слово в прямом смысле относится к освящению, так как продвигаться по пути совершенствования означает постепенно, все более и более освящаться.

Освящение есть воля Божья (1Фес. 4:3), и кто святости иметь не будет, тот не увидит Господа (Евр. 12:14). А потому к вопросу об освящении нам относиться нужно серьезно. Освящаться не как-то «по своему усмотрению», а по Слову Божию, чтобы написанное было написано не на “каменных скрижалях», а на скрижалях сердца, в самом сердце. Чтобы освящаемый стал поистине «сосудом освященным» (2Тим. 2:21) и имел жребий со всеми освященными (Деян. 26:18).

Возрождение

Слово «возрождение» - евангельское. В словарях смысл этого слова толкуется так: «Возродиться – родиться снова, вновь». «Гусеничка возрождается из личинки мотыльком, в мотыльке, а человек может возродиться только духом», - так толкует это слово В. Даль, таков же смысл в толковании языковеда Ожегова.

Когда в беседе с Никодимом Христос говорил о рождении свыше от воды и Духа (Ин. 3:1-10), смысл этой беседы был в том, что человеку, стремящемуся войти в Царство Божие, необходимо родиться заново, во второй раз, или (как мы здесь говорим) возродиться, и родиться не физически «от плоти», но духовно», от Духа. И поэтому рождение свыше или возрождение (Тит. 3:5) – это одно и то же. И в указанных местах речь идет о том же, о чем Христос говорил в беседе Никодиму. Это необходимо уточнять потому, что некоторые верующие думают, что считать возрожденными можно лишь тех, кто достиг высокого уровня духовного положения. Уверование они считают рождением свыше, а возросшего духовно, достигшего совершенства, называют возрожденным. Ошибка здесь в том, что таковые смешивают возрождение, освящение и совершенство, тогда как эти вещи называются своими именами и относятся к различным положениям духовного состояния, духовного роста. Если этому не придавать значения, тогда смысл отдельных мест Писания (например, 1Петра 1:3) будет искажен, и когда апостолы были рождены свыше, станет непонятно, да и сам логический смысл слова «возрождение» нарушится.

(Продолжение следует)

Ирпенская библейская семинария ВСО ЕХБ при содействии Славянского Евангельского Общества