В этом году куратор профиля «Коммуникационный дизайн» Евгений Каширин стал обладателем звания «Наставник года» по версии фестиваля нового дизайна «Среда», а также тьютором года на премии ADCR. Работы Евгения отмечены наградами фестивалей: Pentawards, Fakestival, Среда. В 2019 году возглавил рейтинг креативности АКАР в сегменте Young. Работал в Ctzn, 2sharp, ONY.
Узнать подробнее про профиль бакалавриата «Коммуникационный дизайн» можно на сайте. Более того, данная образовательная программа функционирует не только в Москве, но недавно открылась в Ереване, а также поступить на нее можно в онлайн-формате!
В интервью он поделился своим взглядом на современное образование, рассказал о своем преподавательском методе и о том, как выстраивает коммуникацию со студентами.
— Женя, ты — наставник года по версии фестиваля «Среда» и тьютор года по результатам премии ADCR. Какие ощущения? Что дает тебе преподавательская деятельность и как ты к этому пришел?
— Получить фидбек от индустрии в виде награды — это очень приятно. Подобная оценка говорит о том, что, вероятно, я делаю все правильно и я на своем месте. Да и студентам это приятно. Когда куратор или студент в группе получает какую-то награду — это очень хорошо влияет на весь коллектив.
Преподавательская деятельность — это сложно. Параллельно я работаю арт-директором и на этой работе я, можно сказать, отдыхаю. А когда я в режиме преподавателя — вот это действительно сложная работа. Плюс приходится не только вести учебные проекты ребят, но и выполнять всякие социально-организационные функции — выстраивать отношения с группой, мотивировать студентов, разбирать какие-то конфликты и недопонимания.
Для меня преподавание — это ещё и прокачка арт-директорского скилла: ведь в группе я одновременно веду больше 20 проектов. В прошлом году, когда у меня было три группы, я одновременно вел 60 проектов. Учебный и реальный проект немного отличаются условиями, но с точки зрения арт-дирекшена всё упирается в умение быстро принимать решения и отсеивать тупиковые концепты.
Преподавать мне хотелось почти всегда, потому что мне не нравилось то, как мне что-то объясняют в школе, в вузе, на курсах, которые я проходил. Мне казалось, что я смогу лучше, точнее, эффективнее. А в Школу дизайна меня позвал Леонид Славин. Были сомнения: «Смогу ли?». Но я доверился Леониду, который сказал: «У меня сомнений нет, что можешь».
— Расскажи, как сегодня в России обстоят дела с коммуникационным дизайном? Какие тенденции? Как развивается этот сегмент?
— Дела все лучше и лучше. Особенно в Школе дизайна. Мы готовим действительно классных специалистов — я часто слышу фидбек от представителей индустрии о том, что ребят с «Коммуникационного дизайна» охотно берут на работу. Мы сейчас — основной университет, готовящий классных молодых специалистов по этой специальности.
В целом, дизайн активно развивается в стране. Зайдя на портфолио топовых российских дизайн-студий, вы не поймете, что перед вами именно российская студия. Это уже уровень европейского дизайна. Главное — по пути не потерять нашу самость.
Да и люди, для которых мы делаем дизайн, тоже готовы к изменениям визуальной среды вокруг. Даже если человек живет где-то в отдаленных регионах, всё равно в интернете, в соцсетях он видит картинку другого мира — в том числе визуально более приятного: интерьеры, упаковка, реклама и так далее. Так что люди готовы к хорошему дизайну, а наша задача — подготовить классных специалистов, которые его сделают.
— Одна из основных особенностей Школы дизайна — это наличие цифрового портфолио у каждого студента, и наши кураторы часто говорят о важности студенческих работ. Есть ли у тебя истории, когда твой студенческий кейс сыграл роль в твоей карьере?
— Когда я учился на курсе по арт-дирекшену, у нас был модуль по упаковке. Когда наш куратор Леонид Славин объявил тему, мы все расстроились, потому что тема звучала как «детские молочные смеси». Тогда нам всем это показалось какой-то унылой ерундой. Я выполнил задание и сделал проект, к которому относился вполне спокойно, но, тем не менее, выложил на все профильные сайты. Этого многие почему-то не делают, хотя, на мой взгляд, это должно быть рефлексом. Через несколько месяцев после публикации мне написал основатель стартапа из США, который планирует выпускать детские смеси на основе белка из синтезированного в лаборатории женского молока. Им понравился мой концепт упаковки и они купили его у меня. Я отбил стоимость обучения.
На данный момент эта компания ведет активную работу в лаборатории, оттачивает технологию синтеза белка, проводит тестирования. Далее — сертификация. А в ближайшие полтора-два года бренд должен выйти на рынок.
Это история про учебный кейс, от которого лично я ничего не ожидал, но который всё равно опубликовал — и это дало интересные результаты. Учебные проекты — это отличная основа для портфолио, и к ним надо относиться серьезно. Например, когда я проходил собеседование в студию ONY, я показывал только учебные проекты и ни одного реального. И меня взяли.
— В чем заключается твой преподавательский метод?
— Я очень сильно топлю за коллектив. Когда ты попадаешь в группу, и она по какой-то причине не собирается в команду и не выстраивают связи, — учеба проходит неэффективно, рост слабее. Главная мысль, которую я хочу донести, — общайтесь, подбадривайте друг друга, выстраивайте коммуникацию в группе. Куратор — это вишенка на торте. Торт без вишенки — всё ещё торт, а вишенка без торта — это уже совсем неинтересно. Сформировать торт — это задача студентов, это их работа на занятиях, помощь друг другу, общение внутри группы. Кто-то разбирается в моушн-дизайне, кто-то — в 3D. С моей группой III курса это чудо случилось: с первого курса началось активное взаимодействие внутри группы, сами друг другу помогали, подбадривали, общались. И это дало мощные результаты.
Мой метод преподавания простой — я просто хмурю бровки и говорю «не нравится, неси еще». Конечно, стараюсь подсказать, в какое направление рыть, но иногда заранее невозможно понять, куда двигаться. Здесь главное — не давать шансов ребятам начать финализировать какую-то среднюю идею и подтолкнуть к дальнейшим поискам. А когда идея будет найдена, то моя насмотренность и опыт работы в индустрии помогают ее уточнить. Безусловно, если мне самому придет в голову какая-то идея, я всегда ею поделюсь. Но чем старше курс, тем выше их уровень, скорость и точность работы, и тем меньше требуется моих подсказок.
— На твой взгляд, что важнее — талант или трудолюбие? И в чем для тебя критерий успеха в работе?
— Талант может повлиять на скорость выполнения работы — особенно на старте. Например, если в голове хорошо развита условная область, которая отвечает за визуал — это замечательно. Но все это можно наработать и натренировать часами работы.
Главный критерий успеха — одержимость результатом. Точнее, одержимость хорошим результатом. Я не встречал успешных людей в индустрии, которые не были бы одержимы своими макетами, анимацией, выбором цвета и прочими вещами из повседневной дизайн-работы. Если вы не готовы не спать полночи в поисках правильной композиции, особенно на самом старте, в первые годы обучения и работы, то вам лучше поискать другую профессию, которая будет вас драйвить.