Я ужасная мать! Я за своими образовательными амбициями не вижу живого человека! Мне на нее и ее мнение всегда плевать было – она не хотела учить математику и физику, она хотела свою ногтевую студию. И тех денег, которые я заплатила за ее обучение в университете, ей этих денег вполне хватило бы на открытие бизнеса.
Из рабочего процесса:
Когда-то давно я считаю, что выиграла в образовательную лотерею – поступила в школу при крупном университете, благодаря чему смогла в этот университет поступить. Всем, что у меня на сегодняшний день есть, я обязана своему прекрасному университетскому образованию. В том числе и помогать родителям, которые остались в глухой сибирской деревне. Поэтому вполне закономерно мое желание побудить своих детей получать образование именно в этом источнике. Мне казалось, что я делала большое благо, когда нанимала репетиторов для дочери, ходила с ней на дни открытых дверей на разные факультеты, часами говорила о выборе профессии, о радости познания, о том, что образование – это возможность.
Дочь средне сдала ЕГЭ, поэтому в университет поступила на коммерческой основе, я ощутила укол разочарования, но заплатила. Первую сессию она закрыла условно, с долгом, на второй – вылетела. Мы серьезно поговорили, она по фыркала, но на следующий год снова пошла поступать. И снова вылетела. На сегодня это произошло в третий раз. Мы с ней поругались. Прямо с криками и швырянием вещей. Я о себе наслушалась такого, что до сих пор руки трясутся.
Я ужасная мать! Я за своими образовательными амбициями не вижу живого человека! Мне на нее и ее мнение всегда плевать было – она не хотела учить математику и физику, она хотела свою ногтевую студию. И тех денег, которые я заплатила за ее обучение в университете, ей этих денег вполне хватило бы на открытие бизнеса. Но я уперлась, и как глухарь на току, ничего и слышать не хочу. А она универ ненавидит, образование считает пережитком!
У меня как будто почву из-под ног выбили. Я в своей семье – первый человек с высшим образованием. Теперь, понимаю, что не исключено, что последний. Смотрю теперь на сына-пятиклассника с опаской, вдруг он тоже чего-то рьяно хочет, или не хочет, а я ужасная мать, этого не слышу и не вижу?
Мы с дочерью не разговариваем уже несколько дней. Не понимаю, куда двигаться дальше.
В основе Вашего конфликта лежит различное отношение к образованию. Вы считаете его важным и необходимым, дочь считает иначе. Ее мнение может основываться на разных факторах:
1. Ей может тяжело даваться обучение, в силу среднего или низкого когнитивного развития. Тогда она прикладывает огромное количество усилий, а результат оказывается посредственным. Она расстраивается, но выше головы прыгнуть не может.
2. Дочь считает, что обучение в вузе отнимет много сил и времени, но не даст ощутимого прироста в доходах. И не хочет тратить время на образование, потому что не понимает его смысла.
3. Дочери кажется, что работать легче, чем учиться. У нее, например, есть знакомые, «пилящие» ногти, которые могут себе позволить вещи, недоступные ей. Пока она пытается учиться, Вы ее содержите и сумма карманных денег зависит от вас. А все, что приобретается помимо карманных денег, скорее всего должно быть согласовано с Вами и зависит от Вашего одобрения.
Ваша ответственность в сложившейся ситуации в том, что Вы пытались облагодетельствовать дочь тем, что считали благом сами. Вам именно образование позволило уехать в большой город и значительно поднять уровень своей жизни по сравнению с тем, как жили Ваши родители. Но дочь никогда не жила в сибирской глубинке. Она сразу жила в большом городе со всеми его возможностями и, увы, искушениями. Поэтому не считает образование возможностью для переезда. Вы честно вложились в создание такой возможности для дочери, как ее видели и понимали. Пока дочь была несовершеннолетней, Вы несли за нее ответственность и определяли ее образовательную траекторию.
Теперь дочь уже взрослая. Вы не можете заставить ее учиться. У Вас не получается до нее донести важность образования. И свою профессиональную траекторию она должна теперь определять сама.
Самое лучшее, что Вы сейчас можете сделать для дочери – это отпустить ее и позволить начать накапливать свой собственный жизненный опыт, совершая свои собственные ошибки.
Сейчас Ваши отношения с дочерью поставлены на паузу. Это хорошая возможность для Вас собраться с мыслями: какого развития ситуации Вы хотите? Представьте волшебную палочку в руках и помашите ею.
Можно выписать все желаемое на листок, причем на первом шаге даже не фильтровать идеи. Если Вы хотите, чтобы дочь вернулась в университет, пусть и такой пункт будет.
Затем сверьте список с чувством реальности, что оно Вам по поводу каждого пункта скажет: возможно такое или нет. Вычеркните то, что чувство реальности посчитает невозможным.
Проранжируйте то, что останется. По степени желаемости и осуществимости. Выберите 2-3 верхних пункта из оставшихся на листе списка. Напротив каждого пометьте, что Вы готовы сделать для того, чтобы было, как Вы хотите.
Например, Вы хотите, чтобы человек, который не прислушивается к Вашему мнению, не подчиняющийся правилам Вашего дома, жил отдельно. Что Вы можете сделать для этого? Предложить сдаваемую сейчас квартиру, первый взнос по ипотеке или собрать чемоданы?
Если хотите, почирканные пункты и соображения о собственных вложениях можно описать единым целостным текстом. Вы готовы к разговору с дочерью.
Пригласите ее пообщаться, лучше на нейтральную территорию, и поделитесь соображениями, как жить дальше. Действовать дальше будете исходя из ее реакции.
Анна Бердникова