Найти тему
Хроника христианина

История Донского храма. Священномученик Георгий Извеков

Около 6 лет принимал самое активное участи в восстановлении и новом строительстве православного храма в честь: Донской иконы Божией Матери. По этому поводу, в свое время, сделал пару роликов.

А вот его история.

-2

С историей Донского храма связано имя священника Георгия Извекова (1874-1937), известного духовного композитора, собирателя русских народных песен, настоятеля  Донской церкви в Перловке, прославленного в сонме Новомучеников и исповедников Российских,  погибшего за веру на Бутовском полигоне  27 ноября 1937 года.

Георгий Яковлевич Извеков родился 24 февраля 1874 года в Калуге в семье священника. В 1894 году он окончил Калужскую духовную семинарию и был единственным выпускником того года, направленным для продолжения богословского образования в Киевскую духовную академию, которую успешно окончил в степени кандидата богословских наук. Но Георгий выбрал не карьеру преподавателя в духовных училищах, а путь священства. С 1899 года — он псаломщик посольской церкви в Праге, живя в Праге, он занимается музыкой  и посещает Пражскую консерваторию.

В 1902 году Извеков женился на Софье Беляевой.  В 1903 года у Извековых родилась дочь Ксения, около 1905 года — сын Ростислав и приблизительно в 1908 — сын Игорь, погибший на войне. Судьба других родственников отца Георгия неизвестна.

Биография отца Георгия очень насыщенна, он служит в разных городах и странах. В марте 1905 года  Извеков был направлен псаломщиком в посольскую церковь в Гааге.  В феврале 1906 года назначается законоучителем в Петербургский Александровский женский институт и настоятелем институтского храма святого благоверного князя Александра Невского. В то же самое время преподаёт в гимназии. В 1910 году — он регент в Регентском училище, основанном дирижёром и музыковедом С. В. Смоленским. В то же самое время в составе экспедиций Географического общества занимается сбором и аранжировкой обрядовых песен («Свадебные песни Калужской губернии»). В 1913 году отец Георгий опубликовал в журнале «Хоровое и регентское дело» статью «Новые задачи православной церковной музыки в России» завершающуюся призывом: «Пробил час создавать внебогослужебную церковную музыку в широких оркестровых формах, на основании обиходных мелодий и на почве богослужебных текстов».  То есть он призывал нести красоту православной храмовой музыки всему народу.

 С 1913 года о. Георгий дополнительно преподаёт в Свято-Владимирской женской церковно-учительской школе. С 1913 года по 1914 год Извеков служит вторым священником в Берлинской посольской церкви. В 1914 году он опубликовал «народное причитание при проводах солдат на войну»

    После начала Первой мировой войны — он священник санитарного поезда вплоть до 1917 года.

      После Октябрьской революции судьба священника тесно переплетается с судьбой храма Донской иконы Божией Матери в Перловке  (ныне микрорайон г. Мытищи Московской области), где  он служит с 1921 года по 1926 год.  Закон об изъятии церковных ценностей советской властью на помощь голодающим вынуждает в 1922 году  отца Георгия составить  детальное описание имущества Храма, которое хранится в личном деле о. Георгия, и «список из 12 предметов передаваемых уполномоченному Гохрана Петухову в помощь голодающим», который хранится в ЦГАМО.  В описи намеренно занижена стоимость предметов для спасения Храма от разорения: церковное облачение (рясы, фелонь, епитрахиль, подризники и пр.) указано как «ветошь, ценности не имеет»; церковные книги указаны как «старая, ценности не представляет». В итоге изъяты только 12 предметов представляющие ювелирную ценность: ковчег серебряный, вызолоченный, чаша, дискос, крест, звездица серебряная, вызолоченная, три лжицы, две тарелки, ковшик и ручка от копия серебряная. В 1926 году настоятелем Храма стал Введенский Сергей Александрович. Но Отец Георгий продолжает активное участие в жизни Церкви — в протоколе собрания Церковной общины от 26 августа 1929 г. есть подпись о. Георгия.

 1925 году в Ленинграде, а потом и в Москве было образовано Общество драматических и музыкальных писателей (Драмсоюз). В его составе была хоровая секция, в которой потерявшие работу церковные регенты и композиторы могли получить финансовую поддержку.  Извеков подает заявление о принятии его в Драмсоюз — с приложением списка своих произведений. В его обработке выходят мелодии знаменного, киевского, греческого и болгарского распевов.

       Впервые Георгий Извеков был арестован 14 апреля 1931 года в Москве в числе многих священнослужителей по доносу некоего В.Сергеева, председателя поселкового «Союза безбожников» при клубе «Пролетарий» в селе Тайнинское (ныне микрорайон в г. Мытищи). Агитация началась на заседании перловского поселкового Совета (протокол от 20 января 1930 г.); продолжалась на педсоветах, на родительских собраниях, на собраниях учащихся школы № 5 СЖД
  Отец Георгий был заключен в Бутырскую тюрьму. Был осужден Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ 30 апреля за «систематическую антисоветскую агитацию, активную а/с деятельность, выражающуюся в организации нелегальных "сестричеств" и "братств", оказание помощи ссыльному духовенству» по статье 58-10 УК РСФСР. Приговорен к 3 годам ссылки через ПП ОГПУ в Северный край. С мая 1931 года ссылку отбывал в городе Котлас Архангельской области, затем, вплоть до 1933 года, в Великом Устюге Вологодской области и Усть-Сысольске Коми АССР. При подписи протокола допроса написал: «обвинения за собой не признаю.»

-3

...После отбытия срока вернулся на станцию Перловская. Занимался сочинением и обработкой духовной музыки по заказам храмов Москвы и других епархий. Занимался обработкой народных песен,  переписывал ноты.

22 июля 1937 года протоиерей Александр Лебедев, находясь под арестом, дал показания против Извекова. Будучи секретарем митрополита Сергия, он хорошо знал всех посещавших митрополита, в частности и отца Георгия.

Георгий Извеков был повторно  арестован 2 ноября 1937 года и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. 15 ноября «дежурный» свидетель, клирик Знаменской церкви у Крестовской Заставы Толузаков, дал показания против о. Георгия, обвинив того в ведении антисоветской агитации и распространении слухов о массовых арестах в СССР в различных церквях. На единственном (судя по материалам дела) допросе 16 ноября  о. Георгий заявил:

"Я ожидал своего ареста и даже хотел этого. Мне как священнику было неудобно, что другие страдают за веру Христову и идут за Него в ссылку, а я не испытываю лишений; поэтому я готов пострадать и даже умереть за имя Христово.

-4

По существу предъявленного мне обвинения в агитации против советской власти (ожидание переворота, желание уничтожить евреев и т. д.) показания давать отказываюсь".  На реплику следователя: «Вы говорите неправду, следствию доподлинно известно, что вы распространяете клевету по адресу мероприятий Советской власти» — отец Георгий ответил:

"…Да, среди окружающих меня лиц я говорил, что в СССР существует притеснение верующих, церкви закрывают, священников арестовывают и ссылают, нам приходится терпеть всевозможные лишения — всё это нам послано в наказание за наши грехи…"

17 ноября 1937 года заместитель начальника Управления НКВД Московской области майор госбезопасности Якубович утвердил обвинительное заключение:

"Произведенным по делу следствием установлено, что Извеков Георгий Яковлевич — поп, среди окружающих систематически проводит контрреволюционную агитацию и распространяет вымышленные контрреволюционные слухи. Извеков Г. Я. был связан с расстрелянным в 1937 г. за контрреволюционную деятельность попом-террористом Лебедевым Александром Васильевичем, с которым неоднократно встречался. В своей контрреволюционной агитации Извеков высказывает сочувствие испанским мятежникам, то есть фашистам, заявляя: «В Испании делается то же, что и в Абиссинии. Мятежники восторжествуют, испанских большевиков разобьют, а потом возьмутся за наших». Извеков Г. Я. заявил, что голосовать ходить не нужно за выставленных кандидатов в Верховный Совет Союза. На основании вышеизложенного обвиняется:

"Извеков Георгий Яковлевич, 1874 года рождения в том, что являлся подстрекателем антисоветских элементов на практическую контрреволюционную деятельность, распространял всевозможные контрреволюционные слухи о якобы производящихся в СССР массовых арестах, о гонении на верующих и духовенство, то есть в преступлении, предусмотренном ст. 58 п.10 УК РСФСР" 17 ноября 1937 года заместитель начальника Управления НКВД Московской области майор госбезопасности Якубович утвердил обвинительное заключение: 19 ноября 1937 года вышло постановление: Извекова Г. Я. — расстрелять.

Он был расстрелян на Бутовском полигоне. Сейчас это место для поклонения памяти святых. Когда-то он был устроен как стрельбище для военных учений, но превратился в Русскую Голгофу – место, где встретили свою кончину десятки тысяч неповинных людей. На полигоне находятся тринадцать глубоких многометровых рвов – братских могил, где лежат убитые люди. Ширина каждого рва – четыре метра. Из официальных архивных документов достоверных документов достоверно известно, что за один год и три месяца была расстреляна двадцать одна тысяча человек.
Можно ли представить себе, сколько людей здесь погибло, если Бутовский полигон существовал с 1934 по 1953 годы?!

Из расстрелянных в этом месте священнослужителей и монахов, более трехсот прославлены сегодня Церковью в лике святых. И среди них Георгий Извеков – настоятель Донского храма, убитый здесь 27 ноября 1937 года и погребенный в общей безвестной могиле.

-5

11 ноября 1991 года Прокуратурой СССР Георгий Извеков был реабилитирован по первому делу 1931 года. По второму делу 1937 года (за которое был расстрелян)  реабилитирован 27 июня 1989 Прокурором Московской области.

 24 декабря 2004 года  протоиерея Георгия Извекова прославлен как  священномученик.
15 ноября 2007 г. в деревянном храме Новомучеников и исповедников Российский на Бутовском полигоне была освящена икона священномученика. Сейчас этот образ находится в Перловке  в верхнем Троицком храме справа от алтаря, и ежегодно 27 ноября - в день его памяти на торжественной Божественной литургии звучат песнопения в обработке прот. Георгия Извекова - икона в этот день переносится на центральный аналой.