Найти тему

Кожа для барабана

Роман Артуро Переса-Ревенте посвящён теме священнослужителей и вере. Вере в очень широком смысле слова: вере в Бога, которая в конце XX века стала всё менее привлекательной даже среди тех, кто по идее должен быть Его глашатаями, вере в человечность, в честность, совесть, справедливость. Есть даже детективная составляющая, но роман совсем не про детектив, а про смыслы, разворачивающиеся в сюжете.

Итак, представьте, Севилья, запах апельсинов, жара, разваливающаяся церковь, семья, принадлежащая к очень старому аристократическому роду, вымирающая как вид и Ватикан, грозный, помпезный, куда ни плюнь везде сутаны, где даже кафешки проникнуты духом католицизма и иезуиты. И вот в ватиканскую интернет-сеть проникает некий хакер и оставляет послание, что мол в Севилье есть церковь, которая из последних сил себя защищает. В Ватикане стало интересно и поэтому был отправлен на разбирательство Лоренцо Куарт, священник, такой дознаватель, следователь Института внешних дел, умный, собранный, ни одного косяка, в общем церковный супермен. Он приезжает в Севилью и знакомится с монашкой, которая одновременно и реставратор церкви, старым священником, который даже по образу мышления «старый», с красоткой-аристократкой и её матушкой, герцогиней с такой родословной, что король позавидует, и теми обстоятельствами, благодаря которым читатель потихоньку по шажку втягивается в сюжет.

Там очень много персонажей второго плана придерживающиеся старинной испанской традиции: сиесты. Колорит романа очень подробно расписан, кажется нет тёмных пятен, кроме как на сутане отца Ферро, старого священника при церкви. Собственно, его философия жизни с высоты прожитых лет и задаёт тон повествованию, как и названию романа. Что такое священники, говорит он, мы как старая латанная-перелатанная кожа того барабана, что всё ещё разносит по свету гром славы Божией. А что с верой-то? Разносить-то ты можешь, но вот вопрос веришь ли сам? Очень тёмный типчик для священнослужителя и тараканы всё множатся и множатся в этом стареньком неказистом товарище, но они ничто по сравнению с тем, что по словам автора твориться в самой католической церкви, а тем более в Ватикане. Рыба гниёт с головы, наверняка слышали, вот это про то и есть.

Роман не был бы романом, если бы не было любовной линии. Она есть. Интересненькое дело получается, аж треугольник: один влюбился (товарищ из Ватикана), второй так и не понял почему его кинули (Пенчо, муж Макарены, католички, дочки герцогини, достаточно тугодумный парень, хоть и считается умным), ну не понял он сигналов от дамы, и женщина (Макарена Брунер, далее регалии, регалии и регалии), которая никого не любит и подбешивает. Мораль от Макарены – мужчины сами виноваты, что повелись на её ноги, глазки, волосы и другие составные части. Но дамочка не лишена своего шарма, романтизма и иногда мозгов, что не мало важно. А какие прогулки под луной, под звёздами, какие истории… Тут у любого башню сорвёт, даже у священника, тем более молодого. Но он держался до последнего, хоть и его крепость пала.

Резюмируем: не держитесь за прошлое, но всегда о нём помните, живите настоящим, не теряйте головы, даже если обстоятельства против вас. Ну или как предлагает автор: всё исчезнет, а Севилья, город с ароматом апельсинов, морского бриза, жарой и корридой останется в сердцах героев навсегда.

Ах да, а хакер? Тут прямо рояль в кустах. Это, наверное, единственный минус романа. Я даже Макарену с её нелогичностью прощаю, но рояль, нет, никогда.