Найти тему

Плечом к плечу – педагог и ученик

   Плечом к плечу – педагог и ученик
Плечом к плечу – педагог и ученик

В январе 1941-го учащиеся школы № 4 в Самарово переехали в новую деревянную двухэтажную школу № 2, здание которой сохранилось до сих пор. А через пять месяцев началась война. Среди учеников были и будущие учителя второй школы, на долю которых выпало военное лихолетье, – Медведева Нина Степановна, Василькова Евгения Афанасьевна, Нестерова Агриппина Владимировна, Коренькова Надежда Ивановна, Красноусова Нина Максимовна. Именно они в тылу помогали приближать Победу.
– Я помню, как началась война… На площади в Самарово стоял столб, на котором висело радио в виде большой черной тарелки, – вспоминает Нина Максимовна. – 22 июня мы все собрались там. Мне было 12 лет, но мы как-то сразу повзрослели. В тот день я узнала, что такое война. Плакали люди. Плакали, когда уже через пару дней провожали на фронт первых новобранцев.
В тылу
В годы войны в тылу рядом со взрослыми работали дети и подростки. Ученики школы организовали тимуровское движение, помогая семьям фронтовиков.
На рыбокомбинате, в рыболовецкой бригаде, подростки ловили и сдавали рыбу в фонд обороны. Это был тяжелый труд: нужно было на носилках поднимать рыбу из неводника и нести ее в рыбоконсервный цех.
Нина Максимовна вспоминает, что зимой в школе было холодно, за партами сидели в верхней одежде. В чернильницах-непроливайках порой застывали чернила. Писали на газетах между строк и в тетрадях, склеенных из этикеток для консервных банок. Работники школы носили воду на коромыслах из колодца или привозили в деревянных бочках на лошади. Староста класса ежедневно приносила из буфета каждому по кусочку хлеба весом 50–100 граммов.
В годы войны учителя работали без отпусков. Трудились, чтобы по возможности обеспечить условия для учебного процесса. А еще больше работали дома, ведь у большинства было по несколько детей, домашний скот и огороды, чтобы как-то прокормить семью, ведь трудиться приходилось и за мужа, и за брата, ушедших на фронт. Рыбокомбинат подкармливал самаровских жителей язевыми и щучьими головами.
За Рыбный поселок приводили плоты из бревен, и учителя по колено в воде пилили дрова, а зимой подвозили их к школе. В школе тогда были свои лошади, и сено для них тоже косили учителя. Иногда работали в колхозах Самаровского района, убирали картофель.
В годы войны во второй школе также работали педагоги, эвакуированные из блокадного Ленинграда. Нина Максимовна хорошо помнит М. П. Аполинскую, И. Я. Палей, Н. Ф. Еремееву, А. И. Триннель, Г. А. Паромова, З. И. Кольцову, Н. И. Хомылева, директора школы.
За свой самоотверженный труд Нина Максимовна награждена медалями «За доблестный труд в Великую Отечественную войну 1941–1945 годов», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «60 лет Победы в Великой Отечественной войне», имеет звание «Ветеран труда», знак «Победитель соцсоревнования», почетные грамоты различного уровня.



Главное в человеке – душа
Мне посчастливилось учиться у Нины Максимовны, а позже, в начале 1980-х, работать с ней в одном педагогическом коллективе. Она всегда была для меня примером, многому я научилась у нее.
Особенно запомнилось отношение к двоечникам и нарушителям дисциплины, которые ее очень уважали. Не боялись, а именно уважали. Она как бы транслировала педколлективу: «Да, учеба – это важно, но еще важнее душа ребенка, живая, открытая, всегда готовая откликнуться на чужую боль». И ведь эти «шаловливые негодяи-двоечники» ее, как правило, не подводили, из них вырастали трудолюбивые, достойные и уважаемые люди.
Спокойная и уравновешенная, справедливая и мудрая, принципиальная и ответственная, позитивная, с необыкновенным чувством юмора, с сияющими глазами, полными любви. И только теперь я понимаю, откуда это ее жизнелюбие, душевность и жажда жизни – из тех далеких сороковых-пятидесятых, трудных военных и послевоенных лет.
Читать в источнике