Воображаемая прямая/правило 180 градусов
Замечательная драма «Воображаемая прямая» реж. Ш. Маслахи. Смотрится на одном дыхании без желания отвлечься или перемотать вперед, что бывает в особо скучных случаях. Эта семейная драма, что есть большинство иранских картин, не нудная.
Психологическая драма, где предметом рассмотрения являются категории греха, лжи, искупления и наказания. Что тоже часто в кинематографе страны.
Сюжет довольно простой и форма подачи не сложная, как например в «Лантури». Живет себе, и неплохо финансово, маленькая семья: муж-силовикХамед, жена-учительница Сара и прелестная дочурка-дошкольница. Супруги неюные, плюс/минус 40. При квартире и автомобилях. Этот фильм не о бедности, десятки о которой мной просмотрены. В родне жены намечается свадьба и семья собирается на нее. Ровно до того момента, пока дочка не заболевает простудой, а мужа не посылают в срочную командировку. Заботясь о нездоровой девочке, Хамед запрещает жене ехать на свадьбу в другой город в непогоду. Но так как муж вообще любит командовать и запрещать, и получать удовольствие от этого процесса, по словам Сары, та впервые (или уже не впервые) решает не послушаться, а поступить по- своему. Выходит замуж любимая сестра/племянница, к свадьбе долго готовятся, заказываются даже костюмы для гостей – в общем, не приехать невозможно. И дочка вроде бы поправилась, как частенько бывает с детьми: сегодня температура есть, а завтра уже нет. Договорившись с родителями, с дочкой, на работе, и скрыв все от отсутствующего мужа, героиня едет на свадьбу.
И тут начинаются плохие предзнаменования, то есть знаки. Они кричат: останься дома, как велел Хамед! И ничего плохого не случится. На глазах Сары машина чуть не сбивает женщину с ребенком. Ее любимая ученица оказывается беременной (впервые вижу такое в подцензурном иранском кино). На предложение героини помочь и все рассказать родителям (ведь без их разрешения девушке не сделают аборт), та просто сбегает из дома и исчезает. На расспросы безутешной матери Сара лжет, что ничего не знает о девушке, хотя она в курсе всего.
Но если б мы обращали внимание на знаки! Вот и Сара попыталась не заморачиваться.
Свадьба проходит безупречно, не считая звонков мужа из командировки, которому героиня лжет, что они с дочкой дома. На торжестве девочка поет совершенно замечательную песню о любви, которая с переводом звучит просто прекрасно. Там о счастье от близости любимых. Гости расходятся по домикам для ночевки, и здесь снова знак: птица врезается в окно, разбивает его и умирает. Вследствие этого Сара включает газ для обогрева домика… Среди ночи героиня просыпается от головной боли и дурных предчувствий: дочка рядом с ней не дышит…
Дальше начинается сущий кошмар для всей семьи. Скоро вернется Хамед, который уверен, что семья дома и в порядке, и ему как-то придется объяснить случившееся несчастье. Убитая горем, рыдающая семья уговаривает героиню рассказать мужу правду, ведь ее прямой вины в случившемся нет. Но впавшая в ступор и не проронившая ни одной слезинки Сара категорически против. Она то ли так сильно боится мужа (как оказывается не зря), то ли хочет сохранить брак, то ли не хочет расстроить его еще сильнее своим непослушанием. И героиня нагромождает одну ложь на другую, еще более усугубляя и так трагическую ситуацию. При полном удивлении молчащей семьи, которая эту ложь не приветствует, но молчит из благих побуждений.
Муж Сары оказывается не дураком: проведя несложное и короткое расследование, он узнает правду и о поездке на свадьбу, и о последующем обмане жены и ее родных. Впавший в ярость от горя и вранья мужчина подает жалобу в полицию на жену…
Одновременно разрешается ситуация с исчезновением беременной сариной ученицы: та погибает. Безутешная мать рассказывает все это учительнице своей дочери, удивляясь, как же это никто ничего не знал и не предупредил родителей. Заторможенная, будто замороженная из-за всех несчастий, молчащая Сара справедливо возлагает на себя ответственность и за эту беду: она же и здесь солгала.
Обилие грехов, груз вины становится непосильным для героини. Даже имея поддержку семьи и прощение мужа, извинить себя она не может и не хочет…
Метафоричное название "Правило 180 градусов" или "Воображаемая прямая", которое употребляется в кино при съемке диалога персонажей является здесь обратной/ отрицательной метафорой: диалога-то здесь нет. Как ни снимай героев, проводя по ним воображаемую прямую, они все равно смотрят и идут в разные стороны. Как тоже часто бывает в иранских семейных драмах, и не только в иранских.
Лучше всех играет С. Долатшахи в главной роли. Даже в оригинале, без перевода, ее игра очень убедительна, хотя и мало эмоциональна. Героиня не истерична, не холерик, как некоторые актрисы иранского кино, все время кричащие. Она учитель, пример для учениц, жена силовика при должности – в общем вести себя сдержанно умеет. Но замечательнее всего она в сценах стресса и горя – неподвижна, нема. Раньше я эту актрису конечно видела, но сильного внимания она не привлекала. Здесь же ее роль, ее триумф. Все награды на фестивалях за лучшую женскую роль – справедливы. Герои иранского кинематографа – мужчины, женщины – очень и очень редко.
Что касается идеи греха и наказания, то как бы все ни убеждали героиню в ее невиновности и случайности несчастий, сама себя она судила, обвинила и наказала. Все молча, никому ничего не объясняя. Сыграно и поставлено так сильно, что все понятно и без пояснений.
Фильм первый раз смотрела в оригинале, не нашла с переводом. Через пару дней решив пересмотреть из-за сильного впечатления, внезапно обнаружила дублированный. Появился специально для меня, как уже не впервые. Рада, что переводчики и дубляжники прислушались, наконец, к стенаниям киноманов. Всем рекомендую этот прекрасный трагичный фильм.