Известно, что не только человек, но и сама Природа постоянно сталкивается с глобальными проблемами, возникающими в результате самонадеянности людей, построившими цивилизацию на «мёртвых знаниях»** конкуренции, эксплуатации и порабощения. Мы утверждаем, что справиться с этими вопросами можно с помощью образования, так как оно является основным инструментом формирования Живого Знания* – фундамента социальных устоев и практического устройства жизни человека и Общества. Именно образование является «инструментом успеха», которое способно помочь человеку стать счастливым, а обществу гармоничным. Наступило время решать глобальные проблемы, в том числе формируя в обществе новые образовательные процессы, способные совершить кардинальную перезагрузку цивилизации.
Мир преобразуется и изменяется, древние знания из «живых» давно перешли в разряд «мёртвых», а человек из подобия Творцу стал рабом собственного невежества. И всё же, динамика Бытия вновь даёт нам возможность возродиться. Сегодня представлено Знание, способное решать вопросы современного Мира. Имеющаяся практика подсказывает, что важнейшим элементом любой дидактической системы являются её цели, которые могут определяться рядом факторов. Например, социальным заказом, спецификой образовательной системы, общими целями учебных программ и т.д. При этом наиболее важным является социальный заказ, который формируется обществом. Никому не надо объяснять, что более полным он будет, если его сформирует сам народ, но для этого необходимо обладать коллективным сознанием, а значит Живым Знанием. В свою очередь содержание целей образования зависит от особенностей общественного строя страны и общества. Ориентиры общественного строя отражаются в законах государства, нормативных и теоретических документах системы образования и в самих учебных программах. В качестве примера можно рассмотреть цель общего образования, которая описана в российской концепции. Звучит эта цель так: построение разносторонне развитой личности, которая сможет раскрыть свои творческие способности в постоянно меняющихся социально-экономических условиях. Здесь же указаны наиболее важные задачи образования: привить гражданам демократические устои и помочь им социализироваться в условиях гражданского общества, сформировать устойчивые морально-этические позиции, раскрыть творческий потенциал, а также усиливать интерес к самообразованию и саморазвитию и т.д. Всё сказано объемно, доходчиво и всесторонне. Но где здесь Живое Знание?
Конечно, суть существующих проблем в формировании «социального заказа» самим обществом. Если в основе социального управления заложено «мертвое знание» и принципы капитализма, то есть сегрегация людей по экономическому принципу, по условиям управления частной собственностью, то конечно быть беде. В данном случае уместно вспомнить классиков, которые имели смелость рекомендовать обществу некоторые решения, способные сориентировать людей на всеобщее благополучие. Так английский писатель и общественный деятель Даниэль Дефо писал: «Душа, помещённая в тело, подобна неогранённому алмазу, и она должна быть отполирована, иначе она никогда не сможет засиять, и очевидно, что если разум отличает нас от животных, то образованность делает это отличие ещё большим и помогает нам уйти от животных дальше, чем другие». Из чего следует вывод, что современный мир должен изменить цель своего социального образовательного заказа. Система обучения должна обновиться и начать полагаться на соответствующий Живой подход к человеку посредством формирования: полноценной внутренней личности, развитой социальной личности и целостной гармоничной личности.
Старый мир сопротивляется новому. Поэтому на повестке дня проблема смыслов, одни и те же слова часто скрывают под собой разные понятия, а значит и действия способные менять свой смысл в зависимости от окружающей среды, например, от того же «социального заказа», который диктует «общество». Результатом этой подмены стало вхождение в повестку дня слова «перезагрузка». Например, немецкий экономист Клаус Мартин Шваб основатель Всемирного экономического форума в Давосе на днях сообщил миру: «Великая перезагрузка» необходима для создания социального контракта нового типа, основанного на уважении человеческого достоинства… Мы должны встроить в этот новый социальный контракт нашу ответственность и преемственность поколений, чтобы гарантировать, что мы оправдываем ожидания молодых людей…». Очевидно, что мир не стоит на месте и требует немедленных решений. Слова Шваба выглядят гуманно, но на практике происходит нечто иное – усиление влияния капиталистических монополий на личность посредством всесторонней техногезации, в т.ч. цифровизации социальной среды.
Здесь требуется внимание и осторожность. Перед нами стоит вопрос о смыслах и целях мирового заказа на образование, где основой «перезагрузки» Общества должно стать понимание смысловых ориентиров (идеологии), а не смена форм выражения. То есть пришло время честно сказать, что целью социальных реформ является либо человеколюбивое взаимное служение друг другу и достижение равных условий (права и обязанности) для полноценного развития каждой отдельной личности, либо эксплуатация человека человеком, а точнее элитарным сообществом. И сегодня этот вопрос решается практикой подмены смыслов, когда «правящие круги» стремятся заменить остатки человечности и Живого Знания на технические инструменты контроля и надзора за человеком, превращая людей в бездумный механизм зарабатывания капитала. В тезисах «Манифеста идеального Общества» указано, что: «проблемной зоной (современного общества) стал аспект несогласованных между людьми действий и отсутствие человекоориентированного планирования в области организации своей жизнедеятельности. Нас подводит отсутствие практики добродетельного социального проектирования жизни человека и Общества…».
Для понимания этой задачи петербургский педагог Михаил Эпштейн – руководитель Института альтернативного образования им. Януша Корчака, предложил ряд базовых идей перспективного образования: «первая идея – опора на личный опыт и на личный интерес ребенка; вторая идея – живая связь школы с окружающим миром, то есть окружающий мир может становиться объектом, который дети с учителями пытаются изменять; третья ключевая идея – учёт влияния сообщества; четвёртая – внимание к тому, когда и как в ходе образования у ребёнка возникает собственное дело, за которое он ощущает ответственность, …как некоторое общее дело группы детей, которое они делают совместно». В данном случае слова об «общем деле» стоит немного раскрыть. Здесь сразу вспоминаются мысли о школьном самоуправлении – высшей форме руководства детским коллективом, где главной целью является воспитание гармонично развитой личности – человека и гражданина, с высокой гуманистической и нравственной культурой, способной к социальному творчеству, умеющей мыслить творчески и независимо, работать в команде, обладать коммуникативными навыками. Отсюда и главная задача: создать условия для самовыражения личности, стимулировать творческую активность в самых разных её проявлениях, тактично и аккуратно придавая ей добродетельный созидательный вектор коллективного взаимодействия. Всё это именно то, что необходимо современному миру.
«Манифест идеального Общества» подтверждает такие определения: «целостность Бытия, то есть взаимное добродетельное служение, способно стать основным инструментом формирования нового живого социального договора (Общественного договора), способного создать здоровое Общество, основанное на полноценной самооценке и доброй, то есть добродетельной воле его участников. В этом случае практикой позитивных изменений должно стать постепенное введение в жизнь Общества единой интеллектуальной и интуитивной коммуникации (основанной на Живом Знании), ориентированной на развитие и рост личного духовного потенциала человека». Становится очевидным, что «перезагрузка» Общества и воплощение мечты о всеобщем братстве людей на основе социальной свободы и духовного равенства возможны, если будет реализован соответствующий этой цели образовательно-воспитательный процесс. Таким инструментом может стать всеобщая образовательная практика, основанная на Живом Знании, которая, во-первых, воспитает внутреннюю личность человека, дав ему знания о своей физической, психической (эмоционально-чувственной), интеллектуальной и духовной природе. Во-вторых, даст знания и опыт самореализации в области формирования гармоничной социальной личности. И, в-третьих, даст знания и опыт в области познания Целостности мира, его основ гармонии и согласия, что можно именовать практикой познания космической личности Человека, неотъемлемо связанной с самореализацией в пространстве ноосферы планеты. Так полноценное описание базовых принципов формирования добродетельного Общества и нравственного Человека представляет опорные точки для формирования нового Общественного договора и практики его внедрения в жизнь через всеобщий образовательный процесс.
Понимая цель, легко определить и инструменты столь необходимой перспективной Живой системы образования. Основой формирования такого образовательного процесса должно стать освоение человеком Живого Знания и участие в реальной жизни Общества, позволяющее взглянуть на «известное» по-новому. В данном случае важно понимать, что Живое Знание кардинально отличается от технических систем обучения, которые применяются сегодня. Основой этой образовательной практики должно стать развитие в человеке интеллектуально-эмоционально-интуитивной (симпатической) связи, формирующей единую динамическую среду коммуникации, неотъемлемо связанную с коллективным Сознанием, планетой и Космосом. Основой такой работы является практика познания себя. Здесь мало знать свою анатомию, сформировать карту естественных потребностей личности, значительно важнее овладеть практикой управления своей физической, ментальной и духовной энергетикой, чувствованием, эмоциями и сверхчувствительностью. Кроме того, такая практика не возможна без интеллектуального (осознанного) восприятия целостности всех уровней Бытия. Необходимо понимать, что каждый человек должен развить свои способности осознавания, наблюдательности, мышления, практику рассуждения, умение фантазировать и мечтать. Так же познание внутренней личности невозможно без: освоения своих способностей и характера, развития волевых начал и управления Волей. Так Живое Знание и практика его использования способна привести человека к освоению связи сознания с генетическими корнями, подсознанием и реализацией Доброй Воли. В совокупности это даст нам столь необходимую сегодня открытость и достоверность Живой коммуникации, отрицая возможность подмены смыслов, предоставив возможности гармоничного самоуправления.
Следствием вхождения человека в практику познания внутренней личности станет развитие социальной личности. Конечно, Живое Знание видит социальные отношения иначе, нежели технические нормы и правила, которые окружают нас сегодня. В данном случае от доктрин, ориентированных на ложное понимание ценностей жизни человека, то есть вовлечения его в материальную зависимость и обусловленность: от потребительства, страстности и собственничества, необходимо сделать шаг к практике взаимного согласия, даруя личности свободу от «социального заказа» тоталитарных доктрин. Здесь Живое Знание, опираясь на индивидуальную осознанность человека, позволит нам развить добродетельное гражданское самосознание, то есть формирование Живого семейного, национального, культурного, религиозного, правового, государственного, а значит и экономического уклада. Осознанность не возможна без осмысления прав и обязанностей личности в Обществе, дарованных людям Природой в лице Человеческом. Таким образом, постигая основы своей социальной личности, мы становимся способны формировать и реализовывать Общественный договор, основанный на человеческом капитале*** и практике самовыражения в социальной, культурной, профессиональной и творческой среде.
Итоговой формой обучения человека должна стать практика вхождения личности в ноосферную коммуникацию, основанную на применении Живого Знания в коллективной среде взаимодействия Человека с Природой. Предметами в этой сфере обучения должны стать дисциплины, позволяющие личности овладеть практикой построения и функционирования гражданского общества децентрализованного самоуправления (коллективного самоуправления). Такая практика возможна, когда личность осознала свои обязанности по отношению к Обществу и Природе, ориентируясь на преумножение человеческого капитала, а как следствие и мирового экономического потенциала. Эти шаги немедленно сориентируют нас на природосообразную хозяйственную деятельность на Земле и в прилегающем Космосе (решение экологических проблем, экологический образ жизни).
Формирование образовательного процесса на принципах Живого Знания с утверждением Общественного договора, ориентированного на всеобщее сопроцветание, позволит Обществу осуществить практику перманентной организации человекоориентированного социального заказа. Так изменение основ образовательного процесса позволит людям осуществить наиболее гармоничную перезагрузку всех составляющих жизнедеятельности Общества. Применение Живого Знания на практике сориентирует каждого из нас на истинные основы своего бытия, раскрыв духовные цели жизни Человека, даруя необходимые инструменты, чтобы мечтать и воплощать свои мечты в Жизнь.
* - Живое Знание (вербальное/невербальное) – это особая природная форма ноосферного (информационного) поля коммуникации между человеком и человеком, Природой и человеком, позволяющая передавать знания, умения и навыки от человека к человеку или коллективу людей посредством интеллектуально-эмоционально-интуитивной (симпатической) связи, формирующей единую динамическую среду коммуникации, неотъемлемо связанную с планетой и Космосом.
** - Мёртвое Знание – сведения, которые имеют определение в № 149-ФЗ РФ, что «информация (статическая, вербальная) — это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Как правило, относится к области технических и технологических систем.
*** - Человеческий капитал – экономический и социальный потенциал самореализации человека в практике служения обществу: способность к труду, здоровому образу жизни, разумному воспроизводству численности населения, творческому преумножению технического, культурного, образовательного и духовного богатства цивилизации, складывающийся из совокупности материальных и нематериальных вложений в личность, аспектов эффективности и устойчивости этих вложений, определяющих экономический и социальный потенциал самореализации человека, и учёт соотношения экономического и социального потенциала самореализации человека с потенциальными потребностями личности.
По материалам: «Манифест идеального общества»: монография / И.В. Дворко, академик ПАНИ С.Б. Дворко, член-корреспондент ПАНИ В.П. Ефимов, С.А. Тактаев – Москва: РУСАЙНС, 2022. – 126 с. УДК 314/316, ББК 60.54+65.012.2, Д 24, ISBN 978-5-466-01729-8