Сюжет
Тёмный Принц
Принц Персии изменил свою судьбу, убил стража Времени Дахаку и возвращается в Вавилон вместе с Императрицей Кайлиной (сюжет основывается на второй, более «счастливой» концовке Prince of Persia: Warrior Within), но Вавилон захвачен армией врага. Корабль Принца и Кайлины попадает под удар врага. Кайлину похищают, а Принц идёт на её поиски, попутно расправляясь с агрессорами. Выясняя, в чём дело, Принц узнаёт, что в городе орудует его давний враг — индийский Визирь. Поскольку ранее, на Острове Времени (во второй части игры), Принц отменил само создание Песков Времени, он также отменил и все события, показанные в первой части игры, атаку армии своего отца на замок индийского Махараджи, открытие и закрытие Песочных Часов, а также убийство визиря. В этом варианте времени Махараджа тоже отправился на Остров Времени и не обнаружил там Песка времени, но нашёл пустые песочные часы, кинжал, посох и книги. Тем не менее, Визирь смог изучить книги с Острова времени, где раскрываются многие тайны Песка. Визирь выяснил, что может заполучить вечную жизнь, для чего ему нужна Императрица Времени, но её на острове не было (так как Принц её увёз с собой) и Визирь занялся другими делами, оставив мечты о вечной жизни на какое-то время. Когда Принц убивает Дахаку Кинжал начинает даровать Визирю видения и звал его в Вавилон. Но у Махараджи таких видений не было, он не позволял Визирю отлучаться, и тогда он убивает Махараджу и захватывает контроль над его королевством и его армией, с помощью которой заручается помощью воинов-скифов и вторгается в Вавилон.
Визирю удаётся захватить Кайлину, а позже и Принца, на глазах которого он с помощью Кинжала Времени убивает Императрицу и тем самым освобождает Пески, которые превращают его в бога, а его генералов — в могущественных и смертельно опасных чудовищ.
Принцу удаётся сбежать и захватить Кинжал Времени. Теперь он хочет только отомстить Визирю.
На протяжении игры Принцу помогает принцесса Фара, знакомая по первой части игры, дочь Махараджи, которая, впрочем, Принца не знает после сделанных им изменений в истории.
Одной из проблем Принца является пробудившееся в нём альтер эго, связанное с тем, что Принц был заражён Песками Времени, которое является циничным и жестоким голосом, разговаривающим с ним. Хотя, иногда этот голос даёт полезные советы в сражениях (например, как можно одолеть некоторых врагов и победить боссов). Также Принц периодически трансформируется внешне, превращаясь в песчаного монстра, Тёмного принца, который постоянно теряет здоровье, восполняя его только Песком. Когда Принц ступает в воду, он превращается обратно в себя обычного.
Позже по ходу игры Принц (в своей тёмной форме) находит тело отца и рядом его Меч Света. Принц был настолько опечален, чувствовал себя виноватым в смерти отца, что нашёл в себе силы превратиться обратно в свой изначальный облик без применения воды, тем самым освободившись от власти Тёмного Принца и вернув себе контроль над своим разумом. Принц взял клинок своего отца и отправился в Вавилонскую башню. Здесь начинается решающая схватка между Добром и Злом, и победитель будет решать судьбу всего мироздания.
После тяжёлой битвы, Принц вонзает кинжал в сердце Визиря, тем самым убив его. Песок из Визиря и всех Песчаных монстров сливается в образ Кайлины. Она говорит, что есть много других миров, где она может существовать. После этого, Принц отдаёт ей Кинжал, и она забирает последнюю часть песка — ту, что была в Принце (цепь спадает с левой руки Принца и рука возвращается в нормальное состояние). После этого Кайлина испаряется.
Неожиданно Принц слышит странный звон. Принц видит свою корону, но, когда он собирается её поднять, приближается человек в плаще и сам подбирает корону. Им оказывается Тёмный принц, проникший в сознание главного героя. «Всё, что принадлежит тебе, — моё по праву! И всегда будет моим!», — произносит он и замахивается цепью.
Принц погружается в мир кошмаров и оказывается на опустевшей крыше Вавилонской башни, наедине со своим альтер эго, который не атакует, а лишь насмехается и попрекает Принца. Впоследствии Принц попадает в Мир Разума. Тёмный принц утверждает, что Принц такой, как раньше, — воин, не знающий жалости и всегда готовый идти в бой, несмотря ни на что, и он (Тёмный принц) внутри него, и не собирается покидать его тело. Также он размышляет, каким бы правителем он стал, «разумно» используя данный ему дар. Наконец, он твёрдо решает встать на место Принца, стать правителем Персии, а после — всего мира. В процессе видений, Принц попадает на локации из прошлых игр: свой корабль и зал с порталом (Warrior Within), пещеру с апгрейдами и спальню Фары (The Sands of Time). Наконец он оказывается на платформе, по бокам которой стоят трон Тёмного принца и трон самого Принца, причём второй начинает покрываться узором, который был на «заражённой» руке Принца, что даёт понять, что Тёмный принц уже начал творить задуманное. Неожиданно появляется Фара и говорит, чтобы Принц ушёл из этого дурного места. Повсюду на платформе появляются клоны Тёмного принца, которые смеются над Принцем. После этого, герой поднимается по лестнице, на что Тёмный принц реагирует весьма озлоблено. Но, в конце концов, угрозы переходят в мольбы, что говорит о том, что Тёмный принц — всего лишь обычный паразит, неспособный существовать без носителя.
Принц просыпается на крыше. Фара спрашивает, как его самочувствие, на что Принц отвечает, что он в порядке. Далее они разговаривают, стоя у перил крыши. Фара спрашивает, откуда же Принц узнал её имя. В ответ Принц произносит уже знакомое начало: «Люди думают, что время — это река, несущая свои воды в одном направлении. Но я видел истинный лик времени. И говорю тебе — люди ошибаются. Время — это океан, объятый бурей. Ты хочешь узнать, кто я и почему так говорю? Пойдём, и я расскажу тебе историю, подобной которой ты не слышала никогда!», начинает он. Камера отдаляется, и мы видим Принца бегущим сквозь джунгли во время ливня (прямая отсылка к началу трилогии, The Sands of Time). Таким образом, Принц собирается рассказать Фаре события своих приключений с самого начала — когда они с отцом осаждали замок Махараджи, и к нему в руки попал таинственный артефакт — Кинжал Времени.
Геймплей
Игровой процесс игры ближе к первой части игры — важна роль акробатики, чему способствуют несколько новых акробатических приёмов Принца. Тем не менее, боевая система почти полностью соответствует таковой из второй части игры: два оружия — основное в правой руке и временное в левой — схожие комбо. Исключениями являются отсутствие приёма «удушение» и наклонного прыжка от стены вниз. Также впервые основным оружием Принца является не меч, а кинжал (в начале игры обычный кинжал, потом Кинжал Времени), что, впрочем, никак не влияет на его боевые навыки. Дополнительное оружие теперь имеет собственную шкалу повреждений, в отличие от второй части, где оружие просто меняло цвет в зависимости от повреждённости. Теперь второе оружие стало медленнее ломаться, однако теперь оно повреждается даже от удара об стену.
Также Принц периодически превращается в Тёмного Принца, у которого постоянно быстро убывает здоровье, вплоть до смерти, но который восстанавливает всё здоровье сразу, подобрав песок, — вода не восстанавливает силы Тёмного Принца, напротив, оказавшись в воде, он превращается обратно в Светлого. Впрочем, все превращения происходят в определённые сюжетные моменты. Тёмный Принц обладает уникальным вторым оружием — длинной цепью — которое не может сменить, и которым более эффективно выполняет быстрое убийство. Поскольку цепь является очень мощным оружием, то геймплей игры значительно изменяется: дистанция атаки увеличивается, количество врагов в данных сюжетных этапах увеличивается, изменяются комбо-атаки, их мощность увеличивается. Также, при наличии карнизов, балок и иных предметов, свисающих с потолка или стен, Тёмный Принц способен совершать прыжки огромной длины, раскачиваясь на цепи.
Теперь, если бросить оружие во врага (например, меч), то оно вонзится в него, и вашему врагу понадобится время, чтобы вынуть его из себя, это можно использовать как тактический манёвр.
Также нововведением являются динамичные поездки на колесницах, где столкновение с препятствием смертельно.
Как и в Sands of Time, присутствуют фонтаны, увеличивающие здоровье Принца. Но после того, как Принц из него попьёт, он должен пройти полосу препятствий, после чего здоровье увеличивается (в Warrior Within ловушки, наоборот, работали только перед тем, как активируется апгрейд). Кинжал Времени также можно улучшать, получая новые способности после того, как Принц вонзает Кинжал в Песчаные ворота, в отличие от первой игры, где для этого нужны были песчаные штормы, и второй, где улучшение происходило после прохождения через временные порталы.
С улучшением Кинжала Времени и увеличением полоски здоровья на руках постепенно появляются татуировки в виде драконов — золотые и чёрные соответственно. Когда здоровье Тёмного Принца близко к критическому, татуировки меняют цвет с золотого на красный. При критической точке здоровья они вовсе исчезают.
При прохождении игрок может получить песчаные кредиты, с помощью которых можно открыть внутриигровой контент — видео, арт-изображения, скринсейверы.
Speed Kill
Выполнение быстрого убийства
Принципиальным нововведением является система быстрого убийства «Speed Kill», являющаяся своеобразной реализацией, типичной для многих приставочных игр системы QTE.
Суть системы в том, что Принц может незаметно подобраться к врагу и тихо убить его несколькими ударами кинжала. Для этого игрок должен нажимать кнопку атаки кинжалом в определённый момент, в который время замедляется, экран становится серым, а кинжал вспыхивает голубым светом. Если игрок вовремя произведёт атаку, то убийство произойдёт тихо, и окружающие противники ничего не заметят, и Принц сможет повторить быстрое убийство. Если же игрок опоздает или поспешит с атакой, то враг перехватит руку принца и оттолкнёт его, а окружающие враги приготовятся к бою.
Система QTE используется не только в быстром убийстве, но и сложных комбинированных атаках, необходимых для уничтожения боссов. Во время схватки с боссом обыкновенные атаки только отвлекают его и подготавливают к моменту с QTE, где игрок также должен вовремя атаковать кинжалом. В случае удачи босс потеряет значительную часть здоровья, иначе игроку придётся снова ждать подходящего момента для атаки.
Оружие
Меч отца Принца
Основным оружием Принца является Кинжал Времени. В левую руку можно взять меч, топор, булаву или нож, которые могут обладать особыми свойствами, такими, как нерушимость, способность опрокидывать врага после первого удара, возможность убивать с одного прямого удара, невидимость или пополнение песка. У Тёмного Принца вторым оружием является мощная длинная цепь, которая играет незаменимую роль в преодолении некоторых препятствий. Под конец игры Принц находит меч своего отца, который не ломается, нельзя выбросить и который убивает всех обычных врагов с одного удара, а также служит своеобразным фонариком.
Кроме того, в игре есть 4 секретных оружия: рыба-меч, детская погремушка, телефонная трубка и бензопила, чтобы получить каждое, надо ввести коды, а для последних трёх — ещё и пройти игру на определённом уровне сложности. Ещё можно найти шуточное оружие — деревянный топор, он разрушается после одного удара, однако, если метнуть его, он собьёт противника с ног.