Найти тему
Двигатель Торговли

Откуда берутся недостачи в продуктовой рознице

Оглавление

Магазинам постоянно приходится искать баланс между допустимым уровнем затрат и сохранением установленного уровня сервиса. Какие затраты можно сокращать и какие меры можно принять для оптимизации? В первую очередь хочется обратить внимание на товарные потери, ведь недостачи одинаково расстраивают и руководство компании, и линейный персонал, кроме того, потери – это одна из немногих затратных статей, сокращение которой напрямую не сказывается на сервисе и внешнем виде магазина.

Почему в магазине возникают недостачи и как с ними бороться? Это злободневный вопрос, который можно обсуждать бесконечно. Я попробую кратко сформулировать основные выводы на эту тему.  Рассмотрим, откуда берутся недостачи в продуктовом магазине.

«Забывчивость покупателей»

-2

Персонал магазина постоянно рвет на себе волосы и кричит, что покупатели - вот основная проблема магазина. Они воруют, бьют, мнут, едят все, до чего смогли дотянуться. Поэтому весь товар надо хранить под замком, снабдить датчиками и поставить по охраннику на каждый квадратный метр зала. Безусловно, доля правды в этом есть. Существуют магазины, расположенные в неблагополучных районах, действительно привлекающие внимание определенного контингента. В этом случае проблемы чаще всего решаются с помощью различных мероприятий по обеспечению безопасности: зеркала, видеонаблюдение, антикражные ворота, увеличение численности охранников.

Но опыт показывает, что от покупателей, обычно, пользы все-таки больше, чем вреда, поэтому разрабатывать глобальные системы защиты от них не нужно. Продажи товара, доступ к которому для покупателя затруднен, сокращаются в разы, а иногда и прекращаются вовсе. Товар, закрытый в отдельном шкафу или холодильнике, привязанный цепью или представленный только в виде муляжа с надписью «обращайтесь к продавцу», практически не имеет шансов на продажи. Поэтому каждый магазин должен решить, что все-таки лучше: установить приемлемый процент на «забывчивость» покупателей и принять разумные меры по охране торгового зала, или все усилия направить на защиту материальных ценностей от посягательств, потеряв при этом существенную часть товарооборота. Единого правила нет, но, на мой взгляд, разумно придерживаться соотношения, при котором затраты на обеспечение сохранности существенно ниже потенциально возможных потерь.

Внутренний враг

На самом деле, никакие сторонние силы, в том числе и покупатели, не способны нанести магазину больший урон, чем его собственные сотрудники. Одна из самых распространенных причин недостач – это недобросовестность персонала. В продуктовой рознице давно существует порочный круг: очередь желающих в отдел персонала не стоит, соответственно, выбирать не приходится. На работу берут практически всех и каждого, в итоге, в магазин попадают как откровенно недобросовестные лица, так и просто сотрудники низкой квалификации, которые способствуют порче товара. В результате возникают недостачи, руководство штрафует всех членов коллектива, которые, в свою очередь, или продолжают компенсировать недополученную заработную плату любым доступным способом, или уходят в другие магазины.

Единственный способ разорвать порочную зависимость – это проанализировать причины происходящего и создать условия для формирования стабильного костяка коллектива: разработать прозрачную систему мотивации, рассмотреть дифференцированный подход к удержанию недостачи с сотрудников, прислушаться к мнению коллектива о причинах возникновения недостачи. Ведь очень часто товарные потери возникают из-за неэффективного менеджмента и некорректно организованных бизнес-процессов.

Надо отдавать себе отчет, что хищения, как внешние, так и внутренние, это не единственная и далеко не самая весомая составляющая недостач. Хочу отдельно рассмотреть некоторые распространенные ошибки руководства торговых объектов, которые приводят к отрицательным результатам переучетов

Читать далее на нашем сайте....