Как вы догадываетесь, каждый режиссёр подыскивая барышню на главную роль, подсознательно уже имеет представление о том, какой она должна быть. Частенько идейные перфекционисты, типа, Тарковского, безумно затягивали свой кастинг, пока не осознавали, вдруг, что его "мечта", оказывается, всегда была рядом. Это я о картине 1972 года "Солярис" и юной Наталье Бондарчук.
Вот и заслуженный к 1970-му году, гениальный комедиограф Леонид Гайдай, задумав постановку "Двенадцати стульев", никак не мог выбрать достаточно пышнотелую актрису на заветную роль мадам Грицацуевой. Откровенно говоря, мэтр остановился на двух кандидатурах – характерной Нонне Мордюковой и интересной Галиной Волчек.
Но глядя на пробы с заслуженной Нонной Викторовной, отчего-то никому не было смешно. А возглавившая к тому времени "Современник" Галина, была сильно занята, да к тому же вызывала у Леонида Иовича некие, непонятные ему самому, сомнения.... А в те интересные времена на работу к звукооператору Владимиру Крачковскому иногда заходила его "заметная" 32-летняя супруга Наталья.
Однажды, в очередной раз взглянув на эту роскошную даму Гайдай, с заметной досадой в голосе воскликнул: "Вот если бы твоя, Володя, жена была бы актрисой, то лучшей Грицацуевой и искать было бы не надо!". "Так в чём же дело, Леонид, моя Наташа же играла в кино. Можешь смело попробовать её на эту забавную роль". И действительно, вскоре счастливый режиссёр уже снимал свою экранную "Знойную женщину" и "мечту поэта".
А вот задумавший создать фильм "Курьер" в 1986 году, молодой режиссёр Карен Шахназаров, долго не мог отыскать актрису на роль Кати, дочери профессора Кузнецова. Несколько месяцев он упорно исследовал на "профпригодность" всех тогдашних красавиц. В его полубезумном кастинге успели "засветиться" - Ирина Апексимова, Марина Зудина, Алёна Хмельницкая, Ольга Шукшина, Ольга Кабо, Юлия Меньшова, Алика Смехова, Оксана Фандера и Лидия Вележева. И всё ... не то… .
А в это время рядом "тусовалась" симпатичная, длинноногая дочка оператора Николая Немоляева, Настя. Иногда режиссёр просил милую 17-летнюю школьницу, подыгрывать парням, пробующимся на роль неоднозначного Ивана. И так как, мечтателей сыграть этого юношу, набежала не одна сотня, то вскоре Анастасия до того вжилась в роль, что это заметил и сам Карен Георгиевич. В итоге, милую, симпатичную Катю прекрасно сыграла племянница знаменитой Светланы Немоляевой.
Точно такая же история с бесконечным многонедельным кастингом на роль ученицы 5-го класса Тани в картину Александра Митты "Звонят, откройте дверь" произошла в 1965 году. Не слишком подумав о последствиях, режиссёр решил опубликовать "воззвание" о поисках 11-12-летней школьницы в свой новый фильм. В итоге, Александр Наумович пересмотрел 11 000 (!!!) претенденток. Окончательно разочаровавшись как в своих поисках, так и в самом киноискусстве, мужчина обратил внимание на ответственную 10-летнюю внучку второго режиссёра Виктора Проклова, Леночку.
Девочка, по просьбе родственника терпеливо помогала бесчисленным девочкам пройти пробы. Однажды, измождённому Митте, вдруг, пришло в голову всё же попробовать на роль Тани, давно привыкшую к кастингу, Елену Проклову. И всё… получилось. Много позже, режиссёр сожалел, что слишком мало снимал в своих последующих картинах "этот чистый бриллиант".
Да…, что же касается фильма "Солярис" и Натальи Бондарчук, то Тарковский утвердил дочь знаменитого режиссёра, только после того, как увидел её игру в драме "Ты и я" у замечательной Ларисы Шепитько. Кстати, именно Андрей Арсеньевич и посоветовал 33-летней Ларисе Ефимовне эту юную талантливую барышню.
Несколько раз пересмотрев наиболее драматичные фрагменты той картины, Андрей всё же решился доверить роль загадочной супруги Криса Кельвина, гр. Бондарчук..... А ведь сама затея и началась с того, что как-то на даче Наташа передала Тарковскому, недавно переведённый роман Станислава Лема, "Солярис".... .